22.07.2022

Идею литературного клипа предложил автор и исполнитель Рустэм Султанов

Мы привыкли к тому, что литературное произведение часто становится основой текста и идеи песни, а то и целого цикла песен, то есть альбома как единой музыкальной и литературной программы.

Мы привыкли к тому, что литературное произведение часто становится основой текста и идеи песни, а то и целого цикла песен, то есть альбома как единой музыкальной и литературной программы. А если наоборот — чтобы каждая отдельная песня конкретного исполнителя превращалась в не самый длинный рассказ? Да ещё чтобы подобное происходило систематически? Да не покажется это странным, но с песнями автора и исполнителя Рустэма Султанова теперь это происходит очень и очень часто. Дело в том, что Рустэм стал создателем нового жанра, который он, за неимением лучшего определения, называет «литературным клипом». Затея, безусловно, интересная и в нашей реальности действительно очень нужная.

«Когда вы слушаете песню, у вас в голове включается ваш собственный видеопроектор, и он показывает вам увлекательный фильм, режиссёром которого являетесь вы сами», — подобное заявление формулировалось тысячи и тысячи раз. Но рекламной фразой оно стало только в 1980 году с выходом в свет альбома заокеанской группы Kansas “Audio-Visions”, где лицевая и задняя стороны обложки грампластинки визуально изображали и сам процесс рождения этого фильма, и счастье слушателя от получения таких аудиовизуальных удовольствий. Так-то оно так, но для отечественного слушателя ситуация складывается несколько по-иному: исписаны горы бумаги о том, что в России песенное творчество литературоцентрично, и даже не в смысле взаимосвязи текстов песен с нашей литературной традицией, так или иначе влияющей на каждого человека, чувствующего тягу к музыкальному и песенному творчеству. Куда важнее то, что большинство отечественных слушателей воспринимают песню не как музыкальное произведение, но как положенный на музыку рассказ с описанием той ситуации, попасть в которую теоретически может каждый из нас. Вот так — мы примеряем на себя то, о чем рассказывается в песне… и делаем вывод, нравится нам эта песня или нет. Можно удивляться или даже ругаться, но дела в России обстоят именно так.

Причем гипнотическому воздействию текста песни как истории из жизни  покорны у нас все возрасты — воистину, «от пяти до 75», то есть всегда, если песня интересна человеку. И не случайно, что идея сопровождать свои песни короткими рассказами — или, если угодно, литературными клипами, пришла в голову человеку и музыканту, для которого борьба за качество музыкального и текстового материала — не пустой звук. Тем более, что творчество этого музыканта рассчитано на взрослую аудиторию. Рустэм Султанов — не самый распространенный у нас тип автора-исполнителя, стремящийся и успешно достигающий баланса между комфортабельной музыкой и не самым простым текстовым содержанием, могущим даже вызвать некоторое удивление у тех, кто «не понимает». К счастью, такие персонажи оказываются в меньшинстве, а именно что взрослый слушатель, жаждущий нормальной, а не очередной «молодежной и модной» музыки, к песням Рустэма тяготеет — как-никак, с 1985 года музыкант записал и выпустил девять полноразмерных альбомов, не считая отдельных треков в формате цифровых синглов.

Да-да, песенный материал Рустэма Султанова рассчитан именно на взрослого слушателя — этим песням можно предпослать стилистическое определение AOR (то есть как раз «рок для взрослых»), либо, в нашей реальности — даже «нео-ВИА», что даже вернее. Ведь песням Рустэма свойственна именно та очень национальная мелодика, фактически вошедшая в ДНК старшего, и не только, поколения слушателей еще с полвека назад песнями тогдашних вокально-инструментальных ансамблей, то бишь ВИА. А раз слушатель взрослый — то и печатный рассказ ему будет интересен, а на основе собственного жизненного опыта из синтеза песни и рассказа в его голове сложится тот самый очень личный «фильм».

При этом Рустэм не забывает о том, что его песни в сочетании с рассказами — это послание другим, то есть именно слушателям. Было принято мудрое творческое решение — литературную часть такого «клипа», то есть сам рассказ, должен писать как раз другой человек. Да-да, если песня не достучится до слушателя, то рассказ, написанный другим автором, в таком случае имеет больше шансов на эмоциональный контакт. И такой автор нашелся — им стала Оксана Казанцева, автор с 12-летним творческим стажем, являющаяся профессиональным литератором с 2018 года. Обычно Рустэм пишет для нее синопсис, то есть своего рода «скелет» рассказа, а дальнейшая работа над текстом — ее дело. Но иногда бывает, что Оксана пишет рассказ самостоятельно от начала до конца, просто под впечатлением очередной песни Рустэма. То есть она проделывает тот же самый мысленный путь, что и многие из нас, когда песня несет с собой определенные эмоции, а за ними — и образный ряд, собственный для каждого из нас. И для автора рассказа — тоже.

Новация Рустэма Султанова по созданию литературных клипов очень молода — ей всего полгода, но канала автора-исполнителя на интернет-платформе «Дзен.Яндекс» она безо всякого сомнения полюбилась. Да и литературных клипов у Рустэма теперь не сказать чтобы мало — ведь на «Дзен.Яндексе» есть возможность удобно и наглядно подключать стриминговый сервис «Яндекс Музыка» прямо к конкретному месту в публикации, и эта техническая возможность, безусловно, усиливает эмоциональное воздействие литературного клипа в целом.

Можно долго задавать вопросы вроде «а почему до подобного очевидного хода никто не додумался раньше?», но это все равно, что спрашивать об открытии закона всемирного тяготения и прочих естественных составляющих окружающей нас жизни. Таковы же и литературные клипы Рустэма Султанова: они просто есть, а один из новейших — «Просыпайтесь, люди!»  — пропитан тревогой за судьбу всего человечества и нашей планеты в нынешний непростой момент мировой истории. Эта пьеса записана Рустэмом при участии детского вокального ансамбля Hashovavim из Израиля и обоснованно может претендовать на роль сверхнового гимна мира. Гуманизм пьесы подчеркивается не только ее текстом и в нужной степени возвышенно-трагической мелодикой, но и, само собой, сопровождающим её текстом рассказа.

Возможно, идея литературного клипа теперь обретет популярность в более-менее широких массах музыкантов с чётко обозначенной авторской позицией, но, как говорится, «победитель забирает всё». А победителем очень часто оказывается тот, кто первым придумал и запустил в жизнь новую, но совершенно очевидную творческую технологию…

Последние новости

В Ставрополе состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы болезней, общих для человека и животных»

В Ставрополе состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы болезней,

Операционным директором сети клиник

Виталий Баранов назначен на должность операционного директора сети многопрофильных клиник "Будь Здоров" (дочерняя компания СПАО "Ингосстрах").

Вводится обязательная маркировка икры

Вводится обязательная маркировка икры Управление Роспотребнадзора по Самарской области информирует, что с 1 мая 2024 вводится обязательная маркировка икры средствами идентификации (штрихкод DataMatrix).

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *