История на помойке: уникальный заводской музей оказался никому не нужен

Музей истории старейшего подшипникового завода Самары — 9 ГПЗ, ОАО "СПЗ" — может попросту исчезнуть, если в ближайшее время не придет на помощь городская администрация или не найдется неравнодушный спонсор.

Музей истории старейшего подшипникового завода Самары — 9 ГПЗ, ОАО "СПЗ" — может попросту исчезнуть, если в ближайшее время не придет на помощь городская администрация или не найдется неравнодушный спонсор. О нынешней судьбе уникальных экспонатов музея рассказала бывшая сотрудница завода, редактор корпоративной газеты СПЗ Ольга Огнева, которая обратилась в редакцию "Волга Ньюс".

В  2018 году Самарский подшипниковый завод (бывший 9 ГПЗ) обанкротился и  прекратил свое существование. В  результате чего Народный исторический музей предприятия (звание было присвоено ему к  30-летию Победы в  1975 году) может разделить участь завода  — помещение будет продано с  торгов, а  бесценные реликвии, в том числе военных лет, окажутся на  помойке.

По  рассказам Ольги Огневой, музей создавался силами нескольких поколений заводчан и  собирал под своей крышей на  экскурсии не  только сотрудников предприятия, но  и  школьников, студентов и, конечно, ветеранов-фронтовиков, окунавшихся в  атмосферу далекой, страшной и  героической фронтовой поры.

Сбор материалов для создания музейной экспозиции начался в  середине 1950-х гг, когда руководство завода приняло решение организовать рабочую группу по  сохранению истории предприятия.

В  музее хранится станок производства 30-х годов, первый, изготовленный 18  марта 1942 года подшипник для танка Т-34, миномёт и  другая продукция завода тех лет, а  также письма с  фронта, похоронки, фотографии красноармейцев-подшипниковцев и  их  красноармейские книжки, боевые награды, военная форма и  предметы быта. Отдельное место на  стеллажах в  хранилище музея занимают папки с  заводскими газетами  — с  1932 по  2018 гг.

Во  многом благодаря заводу Куйбышев в  годы Великой Отечественной войны был не  просто запасной столицей, а  еще и  подшипниковой столицей. Т-34  — легендарный танк военной поры  — был оснащен подшипниками, произведенными на  этом заводе. Подшипники для авиации, гильзы для снарядов, литье для мин  — все это делали на  самарском подшипниковом.

Сейчас "Народный музей боевой и  трудовой славы 9ГПЗ" находится в  заброшенном производственном корпусе, с  протекающей крышей, в  ужасающем состоянии,а часть экспозиции утрачена.

В  2019  г. музейные экспонаты выразил желание забрать на  хранение Завод приборных подшипников, по  сути, являющийся филиалом 4ГПЗ. Но  в  итоге для музея не  нашлось помещения.

В  декабре 2020  г. о  плачевной судьбе музея СПЗ Огнева рассказала руководству департамента культуры администрации Самары — Татьяне Шестопаловой и  Светлане Лановенко, которые с  пониманием и  энтузиазмом отнеслись к  предложению забрать экспонаты для городских музейных экспозиций.

Со  своей стороны сотрудники департамента сделали все возможное: оповестили о  желании сохранить культурное наследие, передав его городу,  конкурсного управляющего СПЗ Алексея Пономарева, сделали опись сохранившихся экспонатов. Однако процедура по  передаче музея, обязательная для предприятия-банкрота, до  сих пор не  проведена.

Страницы истории

История завода, который в  советские времена входил в  группу Государственных подшипниковых заводов, начинается в  1932 году. Именно тогда был запущен в  эксплуатацию Самарский железнодорожно-ремонтный завод (СаЖеРеЗ). Мощные кузнечный и  литейный цеха данного завода стали причиной, почему именно на  площади СаЖеРеЗа был эвакуирован из  Москвы осенью 1941  г. 1ГПЗ.

В  1946 году безымянский филиал стал самостоятельным заводом  — 9 ГПЗ, пережившим своего отца-основателя 4ГПЗ, закрывшийся в  2007 году.

С  1941 по  1945 гг. на  9ГПЗ было изготовлено 2 млн танковых (Т-34) подшипников, что обеспечивало ежегодное комплектование 30 тыс. броненосных машин; 630 тыс. авиационных подшипников, 260 тыс. автомобильных подшипников, 70 тыс. минометов, 5 млн артиллерийских снарядов и  500 тыс. гильз для них, 2,5 млн гранат и  45 тыс. тонн литья для мин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "За  заслуги в  обеспечении Советской Армии и  Военно-морского флота в  годы Великой Отечественной войны" Девятый Государственный подшипниковый завод награжден Орденом Отечественной войны "I" степени. За  героический труд завод награжден Орденом "Ленина", 5 000 рабочих завода награждены медалями "За  доблестный труд".

На  территории 9 ГПЗ в  60-х годах установлен монумент в  память о  трудовом и  боевом вкладе подшипниковцев в  победу в  Великой Отечественной войне. В  80-х годах здесь  же на  территории, на  Аллее Трудовой славы, были установлены часовня и  Вечный огонь с  постаментом, на  котором выбиты имена подшипниковцев, погибших на  фронте. На  День Победы здесь собирались заводчане и  ветераны.

В  1992  г. 9 ГПЗ перешел в  частную собственность и  стал ОАО  "Самарский подшипниковый завод".  

Алексей Окунев

Последние новости

Иван Носков прокомментировал необходимость улучшения жилищных условий в Самаре

Временно исполняющий полномочия главы Самары Иван Носков рассказал, что нужно сделать, чтобы обеспечить жителям города уют и комфорт в домах.

Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности обсуждены в ходе видеоконференции

25 декабря 2024 года Департаментом аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации проведена видеоконференция на тему «Аудит осуществления контрольной (надзорной) деятельности,

Благодаря вмешательству прокуратуры Ленинского района г. Самары дом инвалида подключен к системе центрального водоснабжения

В прокуратуру Ленинского района г. Самары поступило обращение одиноко проживающего инвалида I группы об оказании помощи в подключении водоснабжения.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Костроме, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *