Как самарских школьников учили писать пьесы
Во время театрального фестиваля-лаборатории «Золотая репка» для подростков, интересующихся сценическим искусством, прошел арт-класс «Работа над замыслом» по методике Class act.
Во время театрального фестиваля-лаборатории «Золотая репка» для подростков, интересующихся сценическим искусством, прошел арт-класс «Работа над замыслом» по методике Class act.
В течение нескольких дней драматург и сценарист Вячеслав Дурненков учил ребят писать пьесы. По итогам состоялся семинар для педагогов, которых также познакомили с этим образовательным проектом.
Начало было в Шотландии«Работа над замыслом» — это некий фестивальный, усеченный вариант методики Class act, зародившейся четверть века назад в Шотландии. Ее появление спровоцировал кризис. Подростки массово перестали ходить в театры. Культурные учреждения стремительно теряли детскую аудиторию. Ситуацию нужно было как-то исправлять. И сотрудники театров решили: раз ребята не идут к нам, мы сами пойдем в школы и приведем их. Так в расписании шотландских школ появился урок драматургии. Проходил он раз в неделю. Посещать его можно по желанию.
Программу уроков разработали пять шотландских драматургов. Дети на занятиях разбирают теорию драмы, индивидуально работают над выбранными темами и в итоге пишут собственную пьесу. Все созданные ребятами произведения ставят в местном театре при непосредственном участии профессиональных режиссеров и актеров. Поскольку пьесы небольшие, обычно получается один спектакль, состоящий из нескольких новелл. При этом дети на полном серьезе участвуют в постановочном процессе. Они видят, как работают с их произведениями режиссеры, актеры, сценографы. Таким образом, школьник на собственном опыте проходит весь цикл — от написания пьесы до просмотра поставленного по ней спектакля.
Все это проходит как громкое шоу, с афишами по всему городу. Билеты раскупаются буквально за несколько часов. Программа идет один раз, после чего дети получают дипломы, видеозаписи своего спектакля и бесценный опыт на всю жизнь. А самое главное — у них возникает интерес к театру, и, как правило, с собой они приводят еще нескольких друзей.
— Цель этой программы не в том, чтобы найти нового Шекспира, хотя иногда ребята действительно пишут занимательные вещи, которые потом входят в репертуар театра, — пояснил Дурненков. — Задача Class act — воспитать грамотного зрителя.
Российский интенсивВ нашу страну методика пришла 15 лет назад. Сейчас в этом образовательном проекте участвуют около десятка драматургов по всей России. Но реализуется он несколько иначе, чем в Шотландии.
— Там драматурги приходят в школы и работают с ребятами на протяжении нескольких месяцев, — рассказывает Дурненков. — Мы этого позволить себе не можем. Поскольку я нахожусь в Тольятти, а школа, заинтересовавшаяся программой, например, в Красноярске, мы проводим интенсив продолжительностью в две недели. На это время ребята освобождаются от занятий, и все их внимание сосредоточено на одном.
Проект рассчитан на подростков примерно лет с 11. Для написания пьесы необходимо, чтобы у человека уже был какой-то жизненный опыт. Три-четыре дня обычно уходит на теорию, на работу с замыслом. Затем ребята разбиваются на рабочие группы, и каждый начинает сочинять собственную пьесу. Пишет ее ребенок сам. Задача драматургов — помочь структурировать.
Партнером в проекте всегда выступает какой-либо местный театр, который предоставляет свои ресурсы — площадку для показов, актеров, режиссеров, костюмы и прочее.
Знакомство с пьесами обычно выглядит так. В одной комнате собираются режиссеры, актеры, драматурги, и дети сами читают свое сочинение по ролям. Это нужно для того, чтобы режиссер мог уловить интонацию, которую ребенок-автор заложил в свой текст. Затем начинается привычная работа.
— Этот проект целиком на стороне ребенка. Если школьнику не нравится, как режиссер ставит его пьесу, он может вносить коррективы, и взрослый должен прислушаться. Мы тщательно следим за этим. В проекте ребенок — главный, наша цель — довольный ребенок, — говорит Дурненков.
Полное погружениеСуть этого педагогического метода — полное погружение ребенка в процесс. С одной стороны — игра, с другой — все на полном серьезе, профессионально.
Занятия проходят в группах примерно по 20 человек. С ними работают три-четыре драматурга.
— Мне как педагогу важно понять, кто в группе самый слабый, чтобы ориентироваться на него, — подчеркнул Дурненков.
Этому способствует, например, упражнение на причинноследственные связи. Ребят просят записать 15 парных вопросов: почему — потому что. Дается необычная история. И ребенок должен писать ответы, один вытекающий из другого. Потом получившееся зачитывается вслух, это бывает очень смешно и весело. Но педагогу сразу становится ясно, у кого из ребят проблемы с причинно-следственной связью и какие именно.
— Иногда имеет смысл посадить слабого ребенка с сильным, предложить им писать пьесу в паре. Это тоже возможно, если дети этого захотят, — говорит драматург.
Методика Class act предполагает использование множества педагогических приемов, некоторые из них весьма необычны. Например, указывать ребенку на одну и ту же недоработку можно не более трех раз. Если после третьего раза школьник своей ошибки не понял, следует оставить все как есть.
Конфликт — мотор сюжетаВ Самаре арт-класс длился всего три дня. Его результатом стали 14 вполне добротных пьес.
— Мы работали с ребятами, хорошо знакомыми с тематикой, они все занимаются в театральных коллективах, — пояснил Дурненков, — поэтому процесс шел достаточно легко.
Арт-класс проходил в форме групповой беседы или диалога с элементами игры. После знакомства ребятам предложили всем вместе составить сравнительную таблицу о том, чем кино отличается от театра. Драматург пояснил зачем. Это нужно, чтобы ребята вспомнили все, что они знают о театре, а те, кто с этим видом искусства мало знаком, получили о нем хоть какое-то представление, опираясь на хорошо знакомый вид искусства — кино.
В первый день занятий ребята разобрали понятие «поворот сюжета», поговорили о конфликте. Теорией и формулировками не ограничились. Каких видов может быть конфликт, как он работает и почему является мотором сюжета, как неожиданный поворот сюжета может улучшить пьесу — все эти знания ребята получали в процессе.
Играя в «Сделай хуже» и рассказывая о чем-то совершенно банальном — например, о своем сегодняшнем утре, ребята поняли, почему не все сюжеты одинаково интересны и как можно привлечь внимание зрителя даже к бытовой ситуации. Оказывается, достаточно ухудшить ситуацию, чтобы она перестала быть банальной, а сюжет повернулся в неожиданном направлении. Потом ребята продемонстрировали актерские способности и умение импровизировать в игре «Близкие друзья». На ее примере поговорили о конфликтах и пришли к выводу: чем больше их в пьесе, тем она интереснее.
Продолжение следуетУже в первый день ребятам было дано задание задуматься над темой собственной пьесы.
— Писать лучше всего о том, что вы знаете, — посоветовал драматург. — Пусть даже вместо людей в вашем сочинении будут действовать фантастические персонажи, пьеса будет строиться по тем же самым законам.
В программе второго дня занятий — структура пьесы, золотое сечение, теория персонажей. Третий посвятили работе над выбранными темами. Ребятам дали понятие о замысле, схема пьесы была нарисована на бумаге, чтобы потом воплотиться в жизнь.
— Я дал ребятам понятие о базовых вещах. Это в очень-очень сжатом варианте то, чему пять лет учат в литературном институте, — отметил Дурненков.
По его словам, работа с нашими самарскими ребятами еще не завершена. Те пьесы, которые школьники написали, — это наброски. Авторы продолжат работать над ними, а драматург будет контролировать этот процесс дистанционно, читая тексты и давая советы по их дальнейшему структурированию и улучшению по электронной почте.
Будут ли пьесы, написанные участниками арт-класса, поставлены в самарских театрах, неизвестно. Пока этот вопрос прорабатывается.
Автор текста: Светлана КеласьеваПоследние новости
Иван Носков прокомментировал необходимость улучшения жилищных условий в Самаре
Временно исполняющий полномочия главы Самары Иван Носков рассказал, что нужно сделать, чтобы обеспечить жителям города уют и комфорт в домах.
Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности обсуждены в ходе видеоконференции
25 декабря 2024 года Департаментом аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации проведена видеоконференция на тему «Аудит осуществления контрольной (надзорной) деятельности,
Благодаря вмешательству прокуратуры Ленинского района г. Самары дом инвалида подключен к системе центрального водоснабжения
В прокуратуру Ленинского района г. Самары поступило обращение одиноко проживающего инвалида I группы об оказании помощи в подключении водоснабжения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией