10.10.2019

Почему Самаре не нужны дома-матрешки

Большой шум в последние дни вызвал проект на стрелке рек, подготовленный, судя по всему, французскими и отечественными специалистами.

Большой шум в последние дни вызвал проект на стрелке рек, подготовленный, судя по всему, французскими и отечественными специалистами.

И хотя на картинках мы видим примеры бионической архитектуры, эта смелая фантазия имеет самое непосредственное отношение к вопросу сохранения исторической Самары.

Во-первых, потому, что матрешки, если им дадут зеленый свет, закроют значительную часть исторического центра. Да, сейчас на этой территории порт и промышленная зона, очень мало исторической застройки, зато много пустырей. Но это наш Манхэттен, золотая земля, и это золото должен добывать город.

Во-вторых, застройка стрелки — любая! — это огромное изменение всей жизни центра. Раньше тут был порт, к которому по железнодорожной ветке подвозили товары. Ничего, кроме складов и цехов. Если на этом участке появится много людей и здания общественной доступности, неизбежно изменится и вся прилегающая территория, а это и есть старейшая Самара.

Историческая среда наибольшей ценности. Город, построенный по средневековой схеме, с кривыми улицами, — такой истории в Самаре немного, но она все-таки есть. А уже в ближайшем будущем, после открытия Фрунзенского моста, старый центр сильно изменится.

Сколько стоит?

Впрочем, предположу, что проект с матрешками воплотить не получится. Идея смелая, но вряд ли реализуемая. Достаточно на пальцах посчитать, во что проект обойдется. Комплекс Aldar Building в АбуДаби — первый круглый небоскреб — вполне сопоставим с самой большой матрешкой: высота около 100 метров, и такой же искусственный остров в качестве основания. Его постройка обошлась в 250 млн долларов. Кто же рискнет профинансировать такой проект в Самаре и как долго он будет отбиваться? А тут целый набор матрешек.

Вспомним длинную историю с застройкой 4 ГПЗ. Там тоже фигурировали большие проекты, сделанные именитым немецким бюро. Были макет и презентационный зал в бывшей проходной завода. Впрочем, может, есть и сейчас.

Но здания, выросшие на этой земле, никакого отношения к немецкому проекту не имеют. А основная территория завода до сих пор пустует, как огромное бельмо в центральной части города, обнесенное забором.

Со стороны виднее?

Шум устроили медиа, хотя как можно их винить при такой красивой картинке? Власти в оценке предложенной визуализации были более чем сдержанны. Вопрос освоения стрелки действительно очень важен, но, конечно, не матрешками ее заставлять.

Когда в России придумали матрешку, в Париже уже стояла Эйфелева башня. Комплекс фигурных зданий, названных в честь притоков Волги, — такая игра во всем знакомую Россию. Закрепление стереотипов.

Может, в мире постмодерна так и лучше — сразу продвигать то, чего ожидают от тебя, но тогда слово «идентичность» останется только словом. А небоскребами, любой формы, сейчас вряд ли кого-то удивишь. Или мы всерьез будем соревноваться в этом с Китаем и Эмиратами? К нам едут за другим.

Путь к открытости

Открытые конкурсы, общественное обсуждение — в ряде случаев губернатор Дмитрий Азаров лично инициировал такие процессы. Например, ситуация с Загородным парком всколыхнула город — и архитектурную общественность, и простых жителей.

Да, механизмы проведения конкурсов и обсуждений пока не отработаны, и сами конкурсы не всем могут понравиться, но без них не будет движения. Открытость и прозрачность, цивилизованные нормы в отношениях — это важнейшее условие для реализации действительно современных проектов. А не проектов, выглядящих, как современные.

Что предлагается сделать на стрелке? Построить что-то понастоящему масштабное? Прекрасно! Так давайте объявим конкурс с четкими условиями, например, с обязательством проработать взаимодействие с историческим поселением, привлечь к проектированию местные силы и т.д.

Пусть ситуация с матрешками даст Самаре положительный импульс. В конце концов, стоило опубликовать этот проект хотя бы для того, чтобы стало понятно: будущее города нас по-настоящему волнует. И это должно быть «настоящее будущее», а не небоскребы ради небоскребов. Таких, кстати, тоже много по миру.

Прозрачность всюду

А если вернуться к ситуации с историческим наследием, то и здесь происходят похожие процессы. Без открытости и прозрачности не будет нормальных и эффективных решений, не будет развития.

Именно об этом пишет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в своей петиции, размещенной на change.org:

«Целостная и меняющаяся небольшими масштабами историческая среда дает возможность развиваться в городе туризму, малому и среднему бизнесу, в то время как масштабная застройка происходит только в интересах крупнейших игроков строительного рынка. Поддержите наше обращение своей подписью! Не дайте узкой группе лоббистов помешать Самаре получить статус исторического поселения федерального значения! Будущее старого города должно решаться всеми нами, а не в кулуарах».

Автор текста: Илья Сульдин

Последние новости

Самарское УФАС России возбудило дело в отношении газораспределительной организации - ООО «Управляющая компания «ЮГ-Газ»

  В антимонопольный орган по сей день поступают обращения по вопросу роста цен на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования,

Не пора ли Ренцу на маршрутке прокатиться?

Мэр Николай Ренц на днях удивил многих, заявив, что в городе организовано 128 маршрутов общественного пассажирского транспорта, включая автобусы, троллейбусы и альтернативных перевозчиков.

«Лидеры села»: жители региона могут  принять участие в конкурсе по развитию малой Родины

Российский союз сельской молодёжи (РССМ) запустил второй сезон Всероссийского конкурса молодых управленцев «Лидеры села», направленный на выявление перспективных управленцев и лидеров общественного мнения на селе.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *