Почему Самаре не нужны дома-матрешки

Большой шум в последние дни вызвал проект на стрелке рек, подготовленный, судя по всему, французскими и отечественными специалистами.

Большой шум в последние дни вызвал проект на стрелке рек, подготовленный, судя по всему, французскими и отечественными специалистами.

И хотя на картинках мы видим примеры бионической архитектуры, эта смелая фантазия имеет самое непосредственное отношение к вопросу сохранения исторической Самары.

Во-первых, потому, что матрешки, если им дадут зеленый свет, закроют значительную часть исторического центра. Да, сейчас на этой территории порт и промышленная зона, очень мало исторической застройки, зато много пустырей. Но это наш Манхэттен, золотая земля, и это золото должен добывать город.

Во-вторых, застройка стрелки — любая! — это огромное изменение всей жизни центра. Раньше тут был порт, к которому по железнодорожной ветке подвозили товары. Ничего, кроме складов и цехов. Если на этом участке появится много людей и здания общественной доступности, неизбежно изменится и вся прилегающая территория, а это и есть старейшая Самара.

Историческая среда наибольшей ценности. Город, построенный по средневековой схеме, с кривыми улицами, — такой истории в Самаре немного, но она все-таки есть. А уже в ближайшем будущем, после открытия Фрунзенского моста, старый центр сильно изменится.

Сколько стоит?

Впрочем, предположу, что проект с матрешками воплотить не получится. Идея смелая, но вряд ли реализуемая. Достаточно на пальцах посчитать, во что проект обойдется. Комплекс Aldar Building в АбуДаби — первый круглый небоскреб — вполне сопоставим с самой большой матрешкой: высота около 100 метров, и такой же искусственный остров в качестве основания. Его постройка обошлась в 250 млн долларов. Кто же рискнет профинансировать такой проект в Самаре и как долго он будет отбиваться? А тут целый набор матрешек.

Вспомним длинную историю с застройкой 4 ГПЗ. Там тоже фигурировали большие проекты, сделанные именитым немецким бюро. Были макет и презентационный зал в бывшей проходной завода. Впрочем, может, есть и сейчас.

Но здания, выросшие на этой земле, никакого отношения к немецкому проекту не имеют. А основная территория завода до сих пор пустует, как огромное бельмо в центральной части города, обнесенное забором.

Со стороны виднее?

Шум устроили медиа, хотя как можно их винить при такой красивой картинке? Власти в оценке предложенной визуализации были более чем сдержанны. Вопрос освоения стрелки действительно очень важен, но, конечно, не матрешками ее заставлять.

Когда в России придумали матрешку, в Париже уже стояла Эйфелева башня. Комплекс фигурных зданий, названных в честь притоков Волги, — такая игра во всем знакомую Россию. Закрепление стереотипов.

Может, в мире постмодерна так и лучше — сразу продвигать то, чего ожидают от тебя, но тогда слово «идентичность» останется только словом. А небоскребами, любой формы, сейчас вряд ли кого-то удивишь. Или мы всерьез будем соревноваться в этом с Китаем и Эмиратами? К нам едут за другим.

Путь к открытости

Открытые конкурсы, общественное обсуждение — в ряде случаев губернатор Дмитрий Азаров лично инициировал такие процессы. Например, ситуация с Загородным парком всколыхнула город — и архитектурную общественность, и простых жителей.

Да, механизмы проведения конкурсов и обсуждений пока не отработаны, и сами конкурсы не всем могут понравиться, но без них не будет движения. Открытость и прозрачность, цивилизованные нормы в отношениях — это важнейшее условие для реализации действительно современных проектов. А не проектов, выглядящих, как современные.

Что предлагается сделать на стрелке? Построить что-то понастоящему масштабное? Прекрасно! Так давайте объявим конкурс с четкими условиями, например, с обязательством проработать взаимодействие с историческим поселением, привлечь к проектированию местные силы и т.д.

Пусть ситуация с матрешками даст Самаре положительный импульс. В конце концов, стоило опубликовать этот проект хотя бы для того, чтобы стало понятно: будущее города нас по-настоящему волнует. И это должно быть «настоящее будущее», а не небоскребы ради небоскребов. Таких, кстати, тоже много по миру.

Прозрачность всюду

А если вернуться к ситуации с историческим наследием, то и здесь происходят похожие процессы. Без открытости и прозрачности не будет нормальных и эффективных решений, не будет развития.

Именно об этом пишет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в своей петиции, размещенной на change.org:

«Целостная и меняющаяся небольшими масштабами историческая среда дает возможность развиваться в городе туризму, малому и среднему бизнесу, в то время как масштабная застройка происходит только в интересах крупнейших игроков строительного рынка. Поддержите наше обращение своей подписью! Не дайте узкой группе лоббистов помешать Самаре получить статус исторического поселения федерального значения! Будущее старого города должно решаться всеми нами, а не в кулуарах».

Автор текста: Илья Сульдин

Последние новости

Казахстан возобновит ввоз российской пшеницы без ограничений с 1 января

Ситуацию продолжат держать под контролем, однако в случае перекосов могут ввести новые меры Казахстан возобновит ввоз российской пшеницы без ограничений с 1 января Фото: REUTERS.

Транзит российского газа через Украину прекращается 1 января в 8.00 мск

Договор о транзите российского газа через Украину в Европу был подписан 30 декабря 2019 года Транзит российского газа через Украину прекращается 1 января в 8.00 мск Фото: REUTERS.

Майнинг запрещен в 10 регионах России с 1 января

Под ограничения попали Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и другие регионы Майнинг запрещен в 10 регионах России с 1 января Фото: REUTERS.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Сарапуле, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *