23.08.2019

Погружение в музыку

Руководитель первого в России ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella Иван Великанов уверен, что музыка не только для души,

Руководитель первого в России ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella Иван Великанов уверен, что музыка не только для души, но и для разума

 

Международный фестиваль искусств «Классика Open Fest» по традиции дарит своим поклонникам новые талантливые имена. Одно из них – Иван Великанов. Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, основатель и руководитель первого в России ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella и Камерного оркестра Тарусы. 

 

Корни

– Иван, вы приехали к нам известным музыкантом со своим собственным именем. Но ваша фамилия так и притягивает разные биографические ассоциации. Откуда корни? 

– В принципе других музыкантов в моей семье нет. А Великанов – это армянская фамилия Валиханян, переделанная прадедушкой на русскую. Соответственно, я на одну восьмую часть армянин.

– Вы родились в Париже и начали заниматься музыкой именно там…

– Дедушка в детстве очень хотел стать музыкантом. Профессионалом не стал, не сложилось. Это было трудное время. У папы то же самое, но он выдающийся меломан. Многие меломаны знают о музыке в пятнадцать раз больше, чем музыканты. Вот он именно из тех. Так что деду и папе я больше всего и обязан тем, что стал музыкантом. Еще в довольно раннем детстве дед и папа одновременно решили, что я музыкант. 

– А что думал тогда про все это сам Ваня Великанов? 

– А я не помню того времени, когда я не считал себя музыкантом. И у меня никогда не было бунта против этого. Я родился во Франции в семье эмигрантов и ни в какую музыкальную школу там не пошел. Просто тогда в моей жизни появился замечательный музыкант Леонид Карев, который был студентом Московской консерватории, сбежал из Советского Союза и, собственно говоря, просто жил у нас дома первое время. Мне было пять. И Леонид стал заниматься со мной музыкой. Он не только учил меня играть на фортепиано, но и помогал мне записывать какие-то первые музыкальные идеи. 

– А они у вас в то время уже были?

– Да. Так сложилось, что в свои пять я считал, что главное для меня – как раз сочинение музыки. 

 

Музыкальный плюрализм

– У вас есть взрослые победы во взрослых композиторских конкурсах. Что пишете сегодня?

– В последние годы я больше занимаюсь дирижированием и исполнительством старинной музыки на исторических инструментах. Причем иногда очень старинных – это средние века, ренессанс и барокко. А сочиняю я довольно редко. 

– Почему? 

– Если человек серьезно сочиняет с пяти лет, то в двадцать лет он одновременно человек молодой, но в то же время уже и композитор с пятнадцатилетним стажем. И молодой человек, как это было со мной, не понимает, как к этому относиться. Ведь к этому времени он должен был осознать себя по-новому, как взрослый композитор, пишущий музыку, по гамбургскому счету. Уже независимо от того, умиляются ли от этого бабушки и тетушки или какие-то добрые друзья. 

– Вы искали себя? 

– Когда я учился в консерватории, в эпоху чудовищного музыкального плюрализма, который и сейчас наблюдается и уже никогда, конечно, не исчезнет. Кто-то выбирал то, что широкая аудитория вообще не поймет. А кто-то пытался творить музыку в духе Свиридова, которую воспримет любой человек. И это вообще было странно: люди с разных планет учатся в одних аудиториях. 

– Ну, мы все по большому счету – разные планеты…  

– Нет, Моцарт и Гайдн – это не разные планеты. Или пример: вместе с Моцартом учился русский композитор Березовский, и его инструментальную музыку стилистически отличить от произведений Моцарта довольно трудно. Потому что это один стиль. Все потому, что люди раньше, в течение многих веков, почти ничего не знали о разных музыкальных стилях и направлениях, кроме того стиля, в котором, собственно, сочиняли они сами, их сверстники и учителя. 

– Да, вспомнила: вам принадлежит мнение, что Моцарт был бы сегодня двоечником по современным меркам.  

– Совершенно верно. Из-за кругозора. Ну какой у него мог быть кругозор? Что он знал про космос, про Индию, про Россию? Ничего. А сегодня трудно себе представить серьезного австрийского композитора, который понятия не имеет, кто такой Достоевский. У нас же огромные возможности. И для меня это оказалось очень сложным в моем композиторском творчестве. Я не смог и не захотел «вписаться», так сказать, ни в одну партию. И то, что я ни в одной из них так и не оказался, я считаю возможно моей единственной формальной победой на композиторском поприще.  

– Такой выбор в творчестве идет через душу, а у вас сложилось волевое решение… 

– Я не могу писать музыку, которая будет похожа на Свиридова, или создавать ту, в которой появятся звуки, которые мы с трудом можем назвать музыкальными, если мы слушаем музыку ушами предыдущей эпохи, скажем так. Вот вы говорите про душу. Но какую душу может тронуть музыка, в которой уху не за что зацепиться? Музыка должна сообщать что-то не только душе, но и мозгу тоже. Это очень сложная ситуация, связанная с тем, насколько разошлись пути музыки популярной и серьезной и насколько сложны компромиссы в этом поле. 

 

От «Мадригала» 

– В том, что вы предпочли работать со старинной музыкой, было желание идти своим путем? 

– Отчасти. Когда мне было одиннадцать-двенадцать лет, я пел как дискант. Так получилось, что я познакомился с Лидией Анатольевной Давыдовой. Тогда она была руководителем легендарного ансамбля «Мадригал», созданного Андреем Волконским, с которым я тоже был знаком еще во Франции. И она была очень рада принять в ансамбль мальчика, который будет петь сопрано. Потому что те же кантаты Баха предполагали, что их должны петь мальчики. Во времена Баха голос ломался гораздо позже, в семнадцать-восемнадцать лет. А у меня сломался в четырнадцать. Мало кто в четырнадцать может петь такую сложную музыку. Более того, и я тоже в свои четырнадцать не мог справиться со всеми ариями Баха, которые мне поручались. Но мне очень нравилось, что я пою именно ту музыку, а не «Аве Мария» или какие-нибудь советские песни. Я сам делал переложения, оркестровки, и меня всегда интересовало, как звучал оригинал, что предполагал автор. Я уже варился в этом котле. 

– А когда вы принимаете старинную музыку, когда дирижируете, какие у вас с ней отношения? Между вами дистанция?  

– Когда много занимаешься такой музыкой, возможно, начинаешь слышать ушами людей из той эпохи. Дистанция – то, что безусловно ощущаю по отношению к китайской опере. Или когда я слушаю турецкую музыку, чувствую, что понимаю в ней очень мало. 

– Ваши дети – будущие музыканты? 

– У меня трое детей. Старший ребенок – Юлиан Иванович – учится играть на валторне. Иван Иванович немножко начал играть на блок-флейте, а Георгий Иванович еще очень мал, чтобы на чем-нибудь играть. Им одиннадцать, шесть и четыре. 

– На каком-нибудь рок-концерте в качестве зрителя вас встретить удастся? 

– Нет, честно признаюсь: я не люблю этого. Я очень остро чувствую пульс музыки и считаю, что он должен быть внутри. А тут он вытащен наружу, как будто так вытаскивается наружу и наше подсознание. Зачем? Оно на то и подсознание, чтобы оставаться внутри. Когда рок начинался в Америке, это был практически публичный секс. Я не ханжа, просто для меня эта стихия дикая, необузданная, неестественная. И это не то, что мне хочется слушать. Для меня это, как правило, агрессивный примитив. С подросткового возраста я категорически отодвигался от мира масс-культуры, который ко мне не имеет никакого отношения. С возрастом я стал гораздо более толерантным. И тем не менее, если в кафе звучит музыка, в которой очень агрессивны ударные или слишком пошлая мелодия, мне тяжело. 

– А что вы слушаете, когда ведете машину… 

– Я не вожу машину. У меня ее нет. И я не люблю наушники.

 

Взять количеством

– Иван, что вы можете сказать об опыте молодежного симфонического оркестра, с которым встретились в Тольяттинской филармонии? 

– В принципе даже удивительно, что в России сегодня происходят такие замечательные вещи, потому что жизнь сейчас здесь не такая простая и легкая. А при этом летом, в период каникул, сюда приезжают совсем юные люди, которых никто специально не неволит. Они приезжают с тем, чтобы здесь день и ночь музицировать, повышать свой уровень. Я, возможно, первый раз в жизни оказываюсь в ситуации, где никто не ноет, что у него очень много работы. Первый раз в жизни вижу, что люди в перерывах продолжают музицировать вместе, понимая, что в какой-то период жизни нужно взять количеством. Это правильно. Я, например, иногда ощущаю, что в юности мне как раз не хватило этого количества. У этих молодых людей есть возможность погрузиться в музыку. Конечно, это бальзам на душу. 

 

Наталья Харитонова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Последние новости

Майские шашлыки назвали причиной преждевременного старения лица

Россиян призвали отказаться от лакомства. Жареный шашлык может стать причиной развития рака, преждевременного старения кожи лица и деформации сосудов.

Информацию о смене с 01.01.2021 года платежных реквизитов для перечисленных штрафов, сборов и иных платежей, администрируемых Управлением

Информацию о смене с 01.01.2021 года платежных реквизитов для перечисленных штрафов, сборов и иных платежей, администрируемых Управлением Внимание !!!

«Выбрали правильный путь и нашли призвание»: семья фельдшеров спасает жизни жителей Правобережья Волги

В преддверии Дня работника скорой медицинской помощи рассказываем о специалистах, которые ежедневно и круглосуточно оказывают жителям экстренную медицинскую помощь, спасая жизни и сохраняя здоровье.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *