Самарский политех помогает восстанавливать памятники архитектуры

В городе продолжается реставрация старинных зданий. Среди них — особняк Наумова на улице Куйбышева 151.

В городе продолжается реставрация старинных зданий. Среди них — особняк Наумова на улице Куйбышева 151. Сейчас это городской Дворец детского и юношеского творчества.

Здание постройки 1905 года — одно из самых красивых в городе. Потому и реставрация ему нужна высокопрофессиональная. Внимательные горожане уже заметили, что на месте разрушенных декоративных вазонов на крыше особняка не так давно появились новые. Точно передающие очертания прежних, столетней давности. Но мало кто в курсе, что новые вазоны создавали в научной лаборатории. Точнее — в центре литейных технологий Самарского государственного технического университета. Чтобы увидеть, где и как этот процесс происходит, мы отправились на вузовскую площадку.

Шашка Чапаева и звезда Вечного огня

— Я давно мечтал возродить в Самаре художественное литье. И вот мы за это взялись. Реставрацией литых изделий начали заниматься несколько лет назад, в прошлом году создали мастерскую. Для изготовления вазонов особняка Наумова освоили новую для вуза технологию, — рассказывает декан факультета машиностроения, металлургии и транспорта Константин Никитин . — Однако сначала давайте поговорим о реставрации деталей для бюста маршала Устинова и звезды Вечного огня. И, конечно, о восстановлении утраченных элементов на памятнике Чапаеву. Именно они были первыми нашими работами, где многое пришлось изобретать, пробовать.

Сначала к вузовским литейщикам обратились за помощью в восстановлении буквы и ордена, которые были похищены с постамента бюста маршала Устинова на Самарской площади. Получилось. Потом институтская команда заново изготовила элементы — лучи — для звезды Вечного огня на площади Славы. А затем поступило предложение «помочь Чапаеву».

На нашем памятнике комдиву, как известно, много лет красноармейцы шли в атаку без штыков и пулемета. Да и сам Чапаев вздымал к небу не шашку, а стальную полосу, слегка ее напоминающую. Все эти элементы скульптурной композиции были похищены. То ли любителями артефактов, то ли лихими добытчиками цветмета. Их надо было восстанавливать.

— Нам дали для образца обломок штыка и кусок цевья, к которому крепится штык. Пулемет к тому времени был вроде бы восстановлен, но не в скульптурном исполнении из бронзы, а сваренный из стальных листов. И мало чем напоминал оригинал, — рассказывает Никитин. — Мы с нашими специалистами, студентами начали с того, что окунулись в историю. Установили, что у легендарного комдива была кавказская шашка, выполненная в азиатском стиле. После того как разобрались с теорией, обратились к новейшим разработкам. Если бы не 3D-технологии, вряд ли выполнили бы тот заказ. Ведь нам на работу отводилось всего три месяца, памятник реставрировался в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу.

Вузовские специалисты сначала создали виртуальную 3D-модель чапаевского оружия. Затем напечатали сборные и цельные модели из пластика. А дальше по ним делали литейные формы из кварцевого песка и специальных связующих добавок. Формы красили, готовили и заливали туда бронзу. Сплав, кстати, постарались повторить максимально точно к «родному», вузовские литейщики определили соотношение ингредиентов лабораторными методами. Хотя нашлись знатоки, которые сообщили, что разные части памятника Чапаеву отлиты из различных марок бронзы. Но был переданный в вуз конкретный образец — на него и ориентировались.

В итоге сделанные в самарском политехе пять штыков, клинок шашки, три цевья и декорирующие накладки на пулемет «Максим» по размерам, геометрии и рецепту бронзы максимально точно повторяют аутентичные.

Новые вазоны

Год назад вузовскому центру литейных технологий, который уже наработал некоторый опыт и продолжал свои исследования, эксперименты, поступило интересное предложение. Необходимо было восстановить, а точнее, сделать заново полностью утраченные вазоны на крыше объекта культурного наследия федерального значения — особняка Наумова. Сплав — на основе цинка. Вазоны — солидных размеров. Чтобы воссоздать их, ориентировались на старинные фотографии.

Владимир Пермяков

Специалисты центра разработали технологический процесс изготовления крупногабаритных тонкостенных изделий литьем в формы из холоднотвердеющих смесей, которые продували углекислым газом (CO2- процесс).

— Такую технологию в условиях вуза освоили впервые, — поясняет Никитин. — Уникальность ее в том, что использование углекислого газа при продувке позволяет почти в три раза сократить время изготовления литейных форм.

Команда вузовских преподавателей и студентов в итоге сделала для особняка четыре вазона высотой по 560 миллиметров. Каждый из них состоит из четырех литых элементов. И что очень важно, такие вазоны — не тяжелые полнотелые, а с тонкими стенками толщиной всего 5 миллиметров. Благодаря этой технологии сократили расход материала, и вазоны, которые водрузили на крышу, оказались значительно легче прежних.

От сувениров до ракетных двигателей

В преддверии ЧМ-2018 вузовские литейщики занимались и развитием «исторической привлекательности» Самары. Они изготовили около 40 информационных (охранных) табличек, которые затем разместились на фасадах объектов культурного наследия.

Затем последовала серия заказов на сувенирную продукцию. Скульптор, сотрудник центра литейных технологий Алексей Князев сделал в мягком материале панно со стилизованными изображениями самых известных архитектурных объектов города, добавил еще две картины с вырезанными из бука небесными покровителями. Получился триптих. Деревянные панели в центре литейных технологий затонировали под бронзу, а центральную часть с видами памятников в бронзе же отлили. И над подарочной упаковкой поработали. Первый такой серьезный и по весу, и по содержанию сувенир был преподнесен областной администрацией известному российскому политическому деятелю.

Вместе с Константином Никитиным и магистром Багдатом Тукабайовым мы поучаствовали в моделировании процесса в лаборатории аддитивных технологий центра. Берем панно, которое скульптор ваял в мягком материале, сканируем и создаем на компьютере управляющую программу. Затем в производственном цехе, где к нам присоединяется магистр Ринат Биктимиров , запускаем программу на станок с числовым управлением, и тот вырезает из дерева точную копию созданного скульптором. Цикл уже механизирован, работа занимает один день. Дальше должно последовать изготовление формы и отливка в бронзе.

Свои наработки преподаватели и студенты используют и в техническом литье. Например, трудятся над очень непростым изделием — деталью для ракетного двигателя. Почти готова составная пластиковая модель из четырех частей. А отливку из стали особого состава будут делать на специализированном предприятии Самары.

Еще одно интересное задание сейчас в работе, знаковое для туристической привлекательности города. Создают уменьшенную копию памятника воеводе Григорию Засекину. Отливать предполагают из бронзы. Это будет vip-сувенир. По такому принципу вузовские литейщики планируют в недалеком будущем освоить статуарное литье. Для изготовления или реставрации уличных скульптурных композиций малых и средних размеров.

Автор текста: Ирина Шабалина

Последние новости

Обсуждение бюджета на 2025 год в министерстве сельского хозяйства

Общественные слушания привлекли внимание к вопросам финансирования на ближайшие годы.

Пожилые люди и инвалиды помогают бойцам на передовой

Волонтерская акция объединяет усилия геронтологического центра и его подопечных.

Новая методика диагностики рака эндометрия в Самаре

Ученые разработали метод, позволяющий выявлять рак на ранних стадиях с высокой точностью.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Ульяновске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *