У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В номере газеты 116 за 2021 год был опубликован исторический очерк Валерия Еремина, заместителя директора ТУ-16 по воспитательной работе с 1976 по 2011 год о возникновении сети профессионально-технических курсов, школ,

В номере газеты 116 за 2021 год был опубликован исторический очерк Валерия Еремина, заместителя директора ТУ-16 по воспитательной работе с 1976 по 2011 год о возникновении сети профессионально-технических курсов, школ, клубов с целью профессиональной и общеобразовательной подготовки молодежи нашего города.

Сегодняшний его рассказ об основателе и первом директоре профтехшколы, школы ФЗУ п. Троцк (ныне г. Чапаевск) с 1922 по 1926, инженере-химике, кандидате естественных наук, Максиме Ивановиче Шешукове. Технически грамотный специалист, талантливый организатор и руководитель, он возглавлял школу фабрично-заводского ученичества, где преподавал историю и химию. Являлся организатором публичных лекций по естествознанию, которые читал для работников Троцкого райкома РКСМ при поселковом рабочем клубе.

М. Шешуков немало способствовал своими трудами и стараниями развитию как общего, так и среднего технического образования российской империи и молодого советского государства. То, что он начинал делать более полутора веков назад, и сегодня является приоритетными направлениями в развитии нашей страны.

Ученый, исследователь, преподаватель…

Максим Иванович родился 5 сентября 1857 года в Томске. В 1878 году получил образование в гимназии. Поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет, выбрав специализацию по органической химии. Он был учеником двух светил отечественной и мировой химической науки — Дмитрия Менделеева и Александра Бутлерова. После окончания университета остался на кафедре органической химии, где состоял консерватором химической лаборатории. Работы молодого ученого публиковались в журнале Русского Физико-Химического Общества. За эти работы советом университета был удостоен премии в память I съезда русских
естествоиспытателей и врачей. В составе экспедиции под руководством В. В. Докучаева в 1888-1894 годах участвовал в масштабном исследовании почв Полтавской губернии. Изучал полезные ископаемые в окрестностях г. Костромы.

В июле 1900 года М. И. Шешуков работает инспектором Виленского среднего химико-технического училища, основанном в связи с острой нехваткой специалистов химического профиля для быстро развивающейся промышленности в западных губерниях России. Преподает химию. Позже, до событий февральской революции, служил в качестве химика-аналитика при гигиенической лаборатории Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Читал публичные лекции по естествознанию.

В 1917 году Максим Иванович выходит в отставку и возвращается в Томскую губернию.

Профобразованию быть!

В 1921 году М. И. Шешуков перебирается в п. Троцк Самарской губернии к сыну Сергею, служившему заведующим тротилово-снаряжательного производства Сергиевского завода № 45. Устраивается на это же предприятие и назначается председателем секции инженеров.

Годом ранее в поселке было открыто местное отделение рабочего факультета при Самарском государственном университете для подготовки пролетарской молодежи «от станка» к поступлению в вуз. Рабочий факультет подтягивал абитуриентов до уровня, который позволял учиться в высшей школе. Царская Россия была в основе своей неграмотна. Даже тем, кто имел за плечами церковно-приходскую школу, высшее образование было не доступно. Рабфаки решали эту проблему. Принимали на них рабочих и крестьян старше 18-ти лет по направлению партийных, советских и профсоюзных организаций. Срок обучения шел в трудовой стаж.
Рабфаковцы получали стипендии, учились 3-4 года на очной, либо на вечерней форме.

Максим Иванович получает предложение по преподаванию естествознания и географии на рабфаке. Начав свою педагогическую деятельность простым преподавателем, уже 15 марта 1922 года он избирается заведующим этого учебного заведения. Но к тому времени, еще в феврале, над факультетом нависла угроза его закрытия из-за отказа в финансировании.

Необходимо было разработать собственную систему подготовки кадров, так как созданные ученичества индивидуального и бригадного методов обучения не могли удовлетворить запросы производства.

На объединенном заседании Самарского губернского отдела Союза рабочих химиков и руководства завода № 45 М. Шешуков предложил открыть техникум и
профтехшколу, на содержание которых потребуется почти в два раза меньше средств, чем на содержание рабфака. Эту идею поддержал управляющий предприятием М. И. Доренский, заявив, что все расходы по содержанию учебных заведений завод берет на себя.

11 августа 1922 года Самарская губернская комсомольская газета «Голос молодежи» сообщила: «На основании циркуляра ЦК Химиков принято решение об открытии в п. Троцк техникума и профтехшколы». Самарский губернский отдел народного образования поставил условие: разрешить открытие только после утверждения положения об этих учреждениях.

Обладая немалым опытом, Максим Иванович разработал учебные планы и программы, принял непосредственное участие во всех организационных мероприятиях, в составлении смет расходов.

Так, 20 сентября 1922 года приказом № 181 было предписано: при Сергвзрывзаводе открыть техникум и профшколу. Заведующим всеми учебными заведениями, находящимися на иждивении завода, назначается С. И. Хлудковский, учебной частью — М. И. Шешуков. Основной задачей техникума стала подготовка техников-помощников инженеров по механическому делу. На обучение могли поступать лица, окончившие двухгодичный курс профшколы при техникуме или 7 классов обычной школы.

Занятия начались 20 октября того же года. На первый семестр техникума было принято 35 человек, часть из которых составили студенты закрытого рабфака. В профшколу записали 70 человек. Торжественное открытие первых профессиональных учебных заведений Троцка состоялось 12 ноября.

Нужны новые специальности

Но в апреле 1923 года был получен циркуляр ГУВП (Главное Управление Военной Промышленности), в котором говорилось, что при заводе № 45 должны быть созданы школа фабзавуча с общим количеством учеников 70 человек и профтехкурсы — 40 слушателей. Директива была получена в середине учебного года и реорганизовать учебное заведение не представлялось возможным.

К началу нового периода обучения был произведен прием новых учеников по намеченной сети ГУВП: в школу фабзавуча 69 человек, на профтехкурсы 50 человек на профессии столяры- краснодеревщики и слесари. Основная разница — возраст: в ФЗУ принимались подростки 14-18 лет, а на профтехкурсы рабочие завода старше 18 лет.

С сентября 1923 года М. И. Шешуков назначается заведующим профтехнических курсов и школы ФЗУ.

Первые педагоги

Максим Иванович верил в особое назначение новых учебных заведений, под своим началом он объединил передовых и талантливых людей своего времени.
С самого начала в школе закладываются замечательные традиции. Пример в учебе, на практике и в общественной жизни задают комсомольцы. Первые учащиеся технического училища в те далекие трудные годы жили ритмом своего времени, горячо откликаясь на события, происходящие в стране.

Школа ФЗУ с первых дней становится детищем комсомольской организации, которая становится лучшей в п. Троцк.

С первых дней создания организаций бессменным преподавателем математики, географии, русского языка, истории, пения работал Николай Иванович Работин. С 1927 года и до средины 30-х годов преподает органическую и аналитическую химию. Одновременно являлся помощником заведующего фабзавуча.

Сергей Сидорович Захаров с 20 октября 1922 года — руководитель мебельно-столярных работ в учебных мастерских фабзавуча. Это был первый мастер производственного обучения.

Екатерина Михайловна Князева с 1922 года учительствует в Троцкой школе второй степени, техникуме, фабзавуче и профессионально-технических курсах одновременно. Преподает русский язык, историю во всех группах фабзавуча и профтехкурсов. Член школьного совета, руководитель методического кружка учителей.

Петр Осипович Сысцов с 1 февраля 1923 года работал в профтехшколе, фабзавуче. Преподавал физику, механику, мироведение.

Владимир Павлович Дормидонтов в профтехшколе, школе фабзавуча работал с марта 1923 года, преподавал общественные дисциплины.

Павел Иванович Урзов с 9 ноября 1923 года работал по столярно-токарному ремеслу в фабзавуче.

Дмитрий Иванович Бабанин в ФЗУ работал с декабря 1923 года, преподавал рисование, русский язык в первых двух классах.

Максим Никитич Шаронов работал в школе ФЗУ с 1923 года.

Все годы своей работы Максим Иванович был председателем школьного совета. Наладив учебный процесс, укрепив материальную базу и сплотив коллектив, в 1926 году в связи с возрастом и болезнью ушел на пенсию. О дальнейшей судьбе педагога, стоявшего у истоков создания профессиональной подготовки молодежи нашего города, пока ничего неизвестно.

Ведущая отсчет своего создания от 20 октября 1922 года, став первым профессиональным учебным учреждением п. Троцка, а затем г. Чапаевска, претерпев множество реорганизаций, бывшая профтехшкола по-прежнему остается самобытным профессиональным учреждением по подготовке квалифицированных рабочих в городе на долгие годы. Сегодня это учебное заведение входит в состав Чапаевского губернского колледжа и имеет статус — образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В этом году оно отметит свой вековой юбилей.

Фото из архива
В. Еремина.

Последние новости

Первый муниципальный Форум экспортеров в Самаре

Форум стал площадкой для обсуждения возможностей и поддержки российских экспортёров.

Первый муниципальный форум экспортеров в Самаре

Обсуждение возможностей для российских экспортеров и поддержки малого бизнеса.

Рабочая встреча губернатора Самарской области

Губернатор обсудил финансовые вопросы с временно исполняющим обязанности министра.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Кисловодске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *