В Самаре для детей открыли Дом научной коллаборации
Его создали по национальному проекту «Образование». В новом центре уже в этом году смогут заниматься более 400 ребят.
Его создали по национальному проекту «Образование». В новом центре уже в этом году смогут заниматься более 400 ребят.
Привлечь, вовлечь, увлечьВ Доме коллаборации есть программы для детей разного возраста, охватывающие все направления научных компетенций технического университета. Это и архитектура, и промышленный дизайн, и программирование, и компьютерное моделирование, и химия.
— Мы провели открытый набор, — рассказывает директор Дома научной коллаборации Мария Климанова . — На нашем сайте любой школьник мог заполнить заявку и таким образом поступить к нам. Никакого специального отбора не было. Наша цель — дать каждому ребенку возможность найти себя, обнаружить то направление, в котором ему будет интересно развиваться.
Все занятия бесплатные. Ребята могут посещать их в свободное от основной учебы время, один или два раза в неделю. Есть группы для школьников, которые учатся и в первую, и во вторую смену. Самые короткие программы рассчитаны на полгода, более длительные — до двух лет. Завершив один курс, ребенок может выбрать для себя следующий.
— Разбивая детей на группы, мы изначально ориентировались на возраст. Но на самом деле гораздо важнее уровень подготовки каждого школьника. Поэтому в процессе мы планируем переводить ребят в те группы, где им будет интереснее, — пояснила Климанова.
Основное отличие Дома научной коллаборации от других центров дополнительного образования заключается в том, что здесь все направления ориентированы на практику. Весьма наглядно это демонстрируют, например, занятия по химии. В школах изучение предмета сводится в основном к освоению теоретического материала. В Доме научной коллаборации основной упор сделан на проведение лабораторных опытов. Если у ребенка есть базовые знания по неорганической химии, ему будет интересна такая практика. Ученикам 10-11-х классов предлагают программы по органической химии со специализацией в нефтяной сфере.
— Все наши преподаватели участвуют в научно-исследовательской работе, а тесное взаимодействие с предприятиями, с реальным сектором экономики позволяет нам построить цепочку, связывающую школу, университет и предприятие, — комментирует Мария Климанова. — Сначала мы знакомим ребят с каким-то направлением, привлекаем их, затем вовлекаем, потом увлекаем и на выходе получаем специалиста, который любит свою работу и имеет желание постоянно развиваться в выбранной сфере.
За пределами школьной мастерскойПомимо дополнительного образования по программам взаимодействия со школами Дом научной коллаборации организует уроки технологии для учеников 6-7-х классов. Ребята приходят в лаборатории Самарского политеха, где преподаватели вуза знакомят их с предметом.
На данный момент центр заключил соглашения со школой №81 и спортивным лицеем. В рамках такого взаимодействия 150 учеников будут посещать занятия по нескольким направлениям: прототипирование, компьютерное моделирование, радиотехника, программирование, робототехника и «умный дом».
— Мы ориентировались на территориальную близость школ к корпусам университета, — пояснила Климанова. — На базе кафедры литейных технологий, расположенной на улице Молодогвардейской, находится центр прототипирования. Здесь занимаются ребята из школы №81. Ученики спортивного лицея выбрали для себя робототехнику, программирование, радиотехнику, а также направление «умный дом». Они занимаются на базе основной площадки Дома коллаборации на улице Ново-Садовой. Все программы, конечно же, адаптированы под соответствующий возраст.
— Такой подход дает ребятам возможность работать с новейшим высокотехнологичным оборудованием, закупленным специально для Дома коллаборации, а также воспользоваться действующими учебно-лабораторными базами университета, — пояснила представитель областного министерства образования Елена Тюлякова.
Работа в командахНа прошлой неделе стартовала совместная образовательная программа Дома научной коллаборации и школы №24 «Ты в проекте!». Ее участниками стали 15 десятиклассников, с которыми в течение года будут заниматься наставники из СамГТУ. Ребята узнают, как работают междисциплинарные команды университета, а затем присоединятся к работе над реальными проектами.
— В этом году мы активизировали процесс вовлечения школьников в проектную деятельность, — отметила Мария Климанова. — Благодаря программе появилась возможность включить ребят и в работу междисциплинарных команд. Это важно, потому что так происходит передача опыта между поколениями учащихся, развивается студенческое наставничество.
На первом занятии школьникам презентовали три научных проекта университета. К работе над одним из них — по своему выбору — они могут присоединиться после нового года. Проект «Съедобные пленки» под руководством завкафедрой «Технология и организация общественного питания» Надежды Макаровой посвящен разработке уникальных технологий производства съедобных упаковочных материалов и посуды. Проект «3D-модели» направлен на освоение методик построения компьютерных объектов и их последующей печати на 3D-принтере. Эту работу курирует декан факультета машиностроения, металлургии и транспорта Константин Никитин . Проект «Робот Дима» посвящен изучению теоретических и практических основ робототехники. Его руководитель — доцент кафедры «Автоматизация и управление технологическими процессами» Сергей Сусарев .
После презентации школьники пообщались со студентами, которые организовали для ребят несколько интерактивных площадок и рассказали о своих научных разработках. Подростки смогли, например, окунуться в мир виртуальной реальности, надев VR-очки, и поуправлять машинкой при помощи специального тренажера.
— Совместно с техническим университетом мы открываем проект, интересный с практической точки зрения, — говорит директор школы №24 Марина Романова. — Когда ребенок уже определился с вузом, ему сложнее изменить образовательную траекторию. А сейчас у подростков есть возможность попробовать себя в различных сферах деятельности, а затем сделать осознанный выбор. Политех поможет в этом нашим ученикам, ведь в университете есть современная материально-техническая база, которую не может обеспечить школа.
Автор фото: Екатерина Елизарова Автор текста: Светлана КеласьеваПоследние новости
Обсуждение бюджета на 2025 год в министерстве сельского хозяйства
Общественные слушания привлекли внимание к вопросам финансирования на ближайшие годы.
Пожилые люди и инвалиды помогают бойцам на передовой
Волонтерская акция объединяет усилия геронтологического центра и его подопечных.
Новая методика диагностики рака эндометрия в Самаре
Ученые разработали метод, позволяющий выявлять рак на ранних стадиях с высокой точностью.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией