Они рулят

Если следовать хронологической последовательности событий,

АВТОВАЗ обрел двух новых руководителей – президента и вице-президента 

 

Если следовать хронологической последовательности событий, то вице-президент по инжинирингу Евгений Шмелев на один рабочий день опередил президента Максима Соколова, который приступил к своим обязанностям в минувший понедельник – 23 мая. 

Вслед уходящим

К  написанию французской страницы в истории Волжского автозавода приступили в 2012 году. Именно тогда российская госкорпорация «Ростех» и альянс Renault-Nissan создали совместное предприятие – Аlliance Rostec Auto B.V. Зарегистрировано оно было не в России или Франции, а в Нидерландах (Голландии). Глава Ростеха как-то обмолвился, что автогигант автомобилестроения будет перерегистрирован в 2019 году.

В сентябре 2018 года это совместное предприятие получило 96% акций АВТОВАЗа. После выхода компании Nissan из состава акционеров ее 4% были куплены Renault, потом французы прикупили у своих партнеров по бизнесу в лице Ростеха еще 8%. В общем, вопрос, кому принадлежит завод, который за последние 10 лет задавали частенько, был далеко не праздный. По цифрам выходит, что ВАЗ на 3/4 принадлежал французскому концерну и правительству Франции, а налоги платил до конца 2021 года в Голландии. Перерегистрация на российскую юрисдикцию произошла только в декабре прошлого года в связи с тем, что Россия и Голландия расторгли соглашение «Об избежании двойного налогообложения». 

Между прочим, выручка АВТОВАЗа в 2021 году составила 2,85 млрд евро. Это на 10,4% больше, чем в 2020-м (2,58 млрд евро), но все еще на 9% меньше, чем в доковидном 2019 году (3,13 млрд евро). Самым ударным в минувшем году оказался четвертый квартал, когда АВТОВАЗ показал выручку 828 млн евро. Операционная прибыль АВТОВАЗа в прошлом году составила 237 млн евро против 129 млн в 2020-м и 130 млн в 2019-м. А самое важное, что в прошлом году компания вернулась к чистой прибыли 166 млн евро.

Не хотим оценивать экономический потенциал тольяттинского автопредприятия, но озвученные цифры дают понять, насколько сложным решением было для группы компаний Renault отдать за рубль свои 68% акций российскому государству в лице научно-исследовательского института НАМИ. Но 16 мая 2022 года это произошло официально. 

Старый новый главный конструктор

Очень показательно, что первым на ВАЗ нового формата был назначен вице-президент по инжинирингу (по-старому – главный конструктор). Им стал вазовец с большим стажем Евгений Шмелев. По информации пресс-службы завода, он вышел на работу в четверг 19 мая. Точнее, вернулся на прежнее место. Прошедший на ВАЗе путь от рядового работника до главного конструктора, «отец» проекта «Семейство автомобилей на унифицированной платформе B/C» и «Весты» покинул должность вице-президента по техническому развитию (так тогда назывался пост главного конструктора) в 2014 году, после прихода Бу Андерсона. Причина ухода – непримиримая позиция коренного вазовца в отношении замещения российских разработок интернациональными платформами: Шмелев громко и открыто выступал, вплоть до обращения на самые верхние уровни власти, за развитие на АВТОВАЗе собственных компетенций.

И свой Шмелев не только на заводе, но и в НАМИ: ключевые сотрудники института – его друзья и бывшие коллеги и по АВТОВАЗу, и по НАМИ: в 2019–2021 годах Шмелев был руководителем проекта единой модульной платформы Aurus. Это обстоятельство должно значительно облегчить взаимодействие завода с новым главным акционером. Таким образом, лучшей кандидатуры как для наведения порядка с модельным рядом в нынешних условиях, так и для работы на перспективу трудно было придумать.

«Ростеху» пришлось уступить

Поиски нового президента АВТОВАЗа несколько затянулись. Среди кандидатов на эту должность назывались даже глава Минпромторга Денис Мантуров, его заместитель Александр Морозов, а также заместитель генерального директора компании «Ростех» Владимир Аветисян. Но победила все-таки кандидатура бывшего министра транспорта России Максима Соколова, только в пятницу уволившегося с поста вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Совет директоров АО «АВТОВАЗ», крупнейшего российского производителя легковых автомобилей, основными акционерами которого являются Российская Федерация (в лице ФГУП «НАМИ») и госкорпорация «Ростех», принял единогласное решение об утверждении Максима Соколова в должности президента АО «АВТОВАЗ». Решение вступило в силу 23 мая 2022 года. Нового президента благословили министр промышленности и торговли Денис Мантуров и генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. 

Сам господин Соколов, как президент АВТОВАЗа, поспешил официально признаться, что рад присоединиться к многотысячному коллективу предприятия и поблагодарил за доверие руководство страны и акционеров. В частности, он сказал: «Более 50 лет компания сохраняет лидерство в разработке и производстве отечественных легковых автомобилей, а бренд LADA известен каждому в России и во многих странах. В непростых условиях влияния внешних факторов и санкционного давления первостепенной задачей считаю сохранение трудового коллектива предприятия, обеспечение его работой и выполнение социальных обязательств перед работниками. Мы будем последовательно развивать инженерные компетенции и проводить импортозамещение. Важнейшей целью для нас является и скорейшее развитие базы поставщиков, в первую очередь – отечественных, значительное число которых расположено в Самарской области и Приволжском федеральном округе. Бренд LADA продолжит развиваться и радовать своих поклонников новыми автомобилями». 

Дальнейшая стратегия работы АВТОВАЗа еще не обнародована. Но понятно, что на его плечи лягут решения о перестроении бизнеса в условиях санкций и отсутствия европейских комплектующих. Напомним, что вместе с передачей акций в госсобственность сообщили, что в рамках существующих лицензий будет продолжен выпуск всей существующей гаммы автомобилей LADA, а вдобавок из Москвы в Тольятти переведут производство кроссоверов Renault Duster под маркой LADA. Однако сейчас объявлено принципиальное решение о том, что новые модели будут разрабатывать на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Скорее всего, это означает, что уже почти готовые проекты «Нивы-3» и новой «Гранты», в основе которых лежат платформы Renault, будут отправлены на полную «перековку».

Понимание есть

АВТОВАЗ стоял, стоит и стоять будет. С 4 апреля завод работал всего неделю. На сей раз подписан приказ о простое с 23 по 27 мая – в связи с нехваткой комплектующих.

Но остановка конвейеров не означает, что на заводе тишина. Уже устанавливается на первой нитке главного конвейера (так называемой линии В0) оснастка для сборки того, что изначально называлось Dacia, затем Renault, а отныне – LADA Duster второго поколения, которое так и не успели начать выпускать на московской площадке Renault.

Новый глава АВТОВАЗа во вторник 24 мая сообщил, что уже в начале июня планируется возобновить выпуск автомобилей и постепенно восстановить модельный ряд в полном объеме. При этом важнейшей задачей остается сохранение социальных обязательств перед трудовым коллективом предприятия – обеспечение уровня номинальной и реальной заработной платы сотрудников.

«Вместе с командой я ставлю еще более амбициозные цели – мы были и остаемся флагманом нашего российского автопрома. И сделаем все возможное для этого. Это и наращивание импортозамещения, и поиск новых поставщиков, и логистических цепочек. В первую очередь на территории Самарской области и Приволжского федерального округа. Но не только. Это новые стратегические направления. Вместе мы выполним любую задачу», – выразил уверенность Максим Соколов.      

Справка

Максим Соколов родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде. В 1991 году окончил с красным дипломом экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), параллельно в 1989-1991 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ. В 1991-1993 годах преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете СПбГУ. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию, а с 2011 года является преподавателем, заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. В период с 1994 по 2004 год был генеральным директором ЗАО «Росси», затем – генеральным директором ООО «Корпорация С». В 2004 году перешел на работу в администрацию  Санкт-Петербурга, где возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам правительства города. В конце 2009 года назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства Российской Федерации. В мае 2012 года стал министром транспорта Российской Федерации, где проработал до 2018 года. В 2018-2019 годах занимал высшие должности в ПАО «Группа ЛСР». В конце 2019 года занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга. 

 

Людмила Кислицына 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Последние новости

Уход министра труда Самарской области

Ирина Никишина оставляет свой пост по собственному желанию.

Депутат от «Справедливой России» проведет диалог с молодежью в Самаре

Яна Лантратова рассказала о важности поддержки молодых инициатив.

Изменения в движении: светофор на улице Советской Армии в Самаре

В Самаре планируют установить светофор на улице Советской Армии в начале 2025 года.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Великих Луках

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *