Осторожно: мышиная лихорадка! Чем опасна сезонная инфекция
С началом весенне-летнего сезона просыпаются не только клещи: в природе кроются и другие опасности для человеческого здоровья.
Артур Иксанов живет в пригороде Самары, недалеко от Старосемейкино. Весна для него традиционно горячая пора: надо наводить порядок на участке, копать, сажать. Но 1 мая мужчина резко почувствовал себя плохо.
— Несколько дней держалась высокая температура, под сорок, — вспоминает Артур. — Сбивалась максимум на градус и ненадолго — на час, полтора. Страшно ломило суставы, болел живот.
Скорая отвезла пациента в больницу имени Середавина с подозрением на COVID-19. Два теста были отрицательными.
— Я уехал домой, но на следующий день мне стало хуже: пульс 50, давление 80 на 50, — продолжает Артур. — На этот раз неотложка доставила меня в больницу Семашко. Однако диагноз снова поставить не удалось. Только с третьей попытки я попал в Клиники СамГМУ, где наконец выяснили, что я заразился мышиной лихорадкой. Обследование показало, что пострадали почки, печень, кишечник. Меня реанимировали ударными дозами поддерживающих и стабилизирующих препаратов. Почти две недели я не ел, можно было только пить чай.
Анализируя случившееся, мужчина предполагает, что вдохнуть зараженный воздух мог во время вспашки земли культиватором. Его сосед по палате с таким же диагнозом подхватил вирус, сажая деревья.
Удар по почкамДействительно, поставить правильный диагноз не всегда удается быстро.
— Как любое инфекционное заболевание, геморрагическая лихорадка циклична, — комментирует доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией, директор института клинической медицины Дмитрий Константинов. — Есть скрытый, инкубационный период — с момента проникновения вируса в организм до первых клинических проявлений. Он длится от трех-четырех до 40 дней. Поэтому врач-инфекционист, нацеленный на выявление патологии, пытается выяснить эпидемиологический анамнез: где был пациент, что ел, с кем общался, что делал. Второй период — начальный. Сложность в том, что он неспецифичный. Симптомы схожи с симптомами многих других заболеваний: повышение температуры, возможен катаральный синдром — саднит горло, немного заложен нос. Человек испытывает слабость, головную и мышечную боль. Есть и отличительные признаки: сухость во рту, жажда, отек лица, боль в пояснице и в животе. Пациент может проделать длинный путь: терапевт, хирург, лор, гастроэнтеролог. Только потом он попадет к инфекционистам. Отчетливо определить заболевание можно лишь в третьем, олигурическом периоде.
На этом этапе инфекция в организме чувствует себя как дома.
— ГЛПС в первую очередь поражает клетки, выстилающие изнутри сосуды. Много сосудов сосредоточено в почках. Поэтому вирус проникает именно туда, вызывая настолько серьезные изменения, что орган перестает работать. Возникает острая почечная недостаточность. Но и тут недостаточно ориентированный врач вполне может поставить неверный диагноз — например, пиелонефрит или другую патологию почек. Также может развиться клиника тяжелых осложнений, что требует интенсивной терапии. Не зная тактики ведения, можно навредить, — предостерегает завкафедрой.
На хвостике принеслаВсе пациенты с мышиной, или, по-научному, геморрагической, лихорадкой с почечным синдромом госпитализируются в клинику инфекционных болезней Клиник СамГМУ. Здесь лечат ГЛПС уже более 70 лет.
— Источник заражения — мышевидные грызуны. В основном это рыжая полевка, но не исключено, что вирус могут переносить обычные серые мыши или крысы: он содержится в их моче и экскрементах. При этом животное не болеет, являясь лишь переносчиком, — объясняет Дмитрий Константинов.
По данным инфекционистов, 65% территории региона — постоянно действующий очаг инфекции: вирус всегда мигрирует среди маленьких зверьков. Количество заболевших людей пропорционально численности грызунов. Каждый год она разная и зависит от погодных условий, обильности урожая. Вирус попадает в организм через вдыхаемый воздух. Реже — примерно в 5-10% случаев — с едой, не прошедшей термическую обработку.
Пик заболеваемости приходится на весенне-летний или осенний период, когда самарцы много времени проводят на дачных участках или на природе.
— В этом году через клинику инфекционных болезней уже прошли 15 человек. Четверо из них побывали в реанимационном отделении: течение болезни было достаточно тяжелым. Бывает, что за сезон мы принимаем до 600-700 и даже до 1000 пациентов. Такой резкий подъем отмечается примерно раз в четыре года. Последний всплеск наблюдался в 2019 году, — сообщает Дмитрий Константинов.
Медики уверяют: подхватить мышиную лихорадку в мегаполисе почти нереально.
— Риск заражения возрастает в тех местах, где высокая концентрация грызунов, — отмечает врач. — Поэтому, гуляя с собакой в городе или высаживая цветы на клумбу у дома, заразиться ГЛПС достаточно сложно. Вирус не так долго живет в окружающей среде, он неустойчив. Если мышь просто пробежала, то количество патогенного материала в почве ничтожно мало, хотя единичные случаи заражения встречаются. Но это скорее исключение и редкость. Кроме того, заболевший человек не является распространителем инфекции.
Лучше предупредить, чем лечитьСправиться с болезнью непросто. Только в больнице пациент проводит от двух недель до месяца. Потом реабилитация, тоже длительная.
— Мне сказали, что период восстановления может занять до полугода и больше, — говорит Артур Иксанов. — При этом требуется определенный режим труда и отдыха. Берегите себя.
Действительно, как многие другие недуги, мышиную лихорадку проще предупредить, чем лечить.
— Я рекомендую при земляных работах и уборке пользоваться респиратором, плотно прилегающим к лицу и защищающим органы дыхания, — советует Дмитрий Константинов. — Это несложно, тем более пандемия COVID-19 заставила многих из нас пересмотреть культуру профилактики.
В случае с мышиной лихорадкой не допустить заражения не только несложно, но и очень важно. Последствия могут быть тяжелыми.
— Функции почек восстанавливаются, но не так быстро, как хотелось бы. У 5-10% пациентов формируется хроническая болезнь почек. Это может нарушить нормальную работу организма. Поэтому в течение полугода больной должен находиться на диспансеризации в поликлинике по месту жительства и регулярно проходить осмотр у инфекциониста или, если его нет, у терапевта. Это необходимо, чтобы не пропустить отдаленные последствия ГЛПС, — подчеркивает Дмитрий Константинов. — Стоит отметить, что переболевший человек, как правило, сохраняет стойкий иммунитет к мышиной лихорадке на всю жизнь.
Меры профилактики мышиной лихорадки За время долгого отсутствия людей в дачном домике в любом случае побывали грызуны. После зимы первым делом стоит хорошо проветрить помещение. Влажную уборку в доме или гараже необходимо проводить, защитив органы дыхания респиратором или марлевой повязкой, надев резиновые перчатки. Лучше использовать антисептические растворы. Постельные принадлежности необходимо выбить, предварительно просушив на солнце не менее четырех часов. Запасы продуктов питания и воды надо хранить в плотно закрытой таре. Важно своевременно утилизировать отходы. Их скопление способствует появлению грызунов. Препараты для уничтожения грызунов должны иметь сертификат соответствия.Фотография спикера: Клиники СамГМУ
Автор: Ирина Исаева Фотограф: Анастасия ЖиляеваПоследние новости
Жители Самарской области проходят диспансеризацию в новогодние праздники
В новогодние праздники жители Самарской области активно проходят диспансеризацию и получают консультации от узких специалистов.
В Самарской области после Нового года снизилась общая заболеваемость ОРВИ
Специалисты представили статистику по вирусным заболеваниям с 30 декабря по 5 января.
В Самарской области за неделю в два раза снизилась заболеваемость COVID-19
Наибольшее количество случаев COVID-19 зафиксировали в Сызрани, Новокуйбышевске, Тольятти и Самаре 660 жителей Самарской области успешно преодолели болезнь Фото: Светлана МАКОВЕЕВА.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией