Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Связанное с нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития заболевание, известное как аутизм, становится все более распространенным. Даже несмотря на то, что происхождение этого заболевания до конца не ясно, ранняя диагностика и лечение имеют большие шансы на успех. Основная цель терапии заключается в обучении и социализации ребенка.
Согласно статистике, в США пропорция детей, страдающих аутизмом, составляет одного ребенка на 88 (или одного аутиста на 52 мальчика и 250 девочек). Возрастающее количество случаев аутизма вызывает серьезные опасения, но специалисты все еще не могут объяснить, что вызывает эту проблему.
В России официальных данных по этому поводу нет, поскольку такой учет не ведется, но по приблизительным оценкам, их число составляет десятки тысяч. Проблема диагностики и коррекции аутизма становится в первую очередь задачей родителей, так как медицинские учреждения России не мотивированы на это дело.
Специалисты утверждают, что аутизм является многофакторной проблемой, и нет одной единственной причины, которая могла бы вызвать это заболевание.
Список возможных причин возникновения аутизма включает:
- генетические изменения;
- поражения центральной нервной системы, такие как энцефалит или аномальное развитие отделов мозга;
- гормональные нарушения и нарушения обмена веществ;
- воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- отравление ртутью (включая вакцинацию ребенка);
- чрезмерное употребление антибиотиков;
- химическое воздействие на организм матери во время беременности.
Несмотря на то, что не всё ещё ясно, насколько указанные факторы могут стать причиной аутизма у детей, очевидно, что для детей, у которых есть генетическая предрасположенность к данному заболеванию, любое серьезное воздействие на их здоровье, такое как сильный испуг или перенесенная инфекция, может привести к аутизму.
Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.
Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.
Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.
Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.
Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.
Железная поджелудочная железа может порой не справляться со своей задачей по выделению гормона секретина, что негативно сказывается на здоровье пациента, его концентрации и внимании. Однако введение данного гормона может значительно улучшить общее состояние больного. В свою очередь, нарушение ферментной активности пищеварительного тракта может привести к неправильному усвоению пищи и нарушению процессов дефекации. Дабы предотвратить подобные проблемы, специалисты рекомендуют принимать пищевые ферменты для нормализации работы кишечника и улучшения пищеварения.
В нашем организме часто происходят изменения, ведущие к проблемам с микрофлорой и иммунной системой. Нарушения группы кнопкиных бактерий и патогенов, конечно же, могут быть решены с применением антибактериальных, антикандидозных и противопаразитарных препаратов. Тем не менее, прежде чем начинать любое лечение, важно выяснить коренную причину проблемы.
Специалисты рекомендуют не игнорировать иммунодефициты, которые могут послужить поводом для иммуностимулирующей терапии. Это особенно важно в случаях, когда диагностирован аутизм у детей или аутоиммунные заболевания. Лечение молочные смесью иммуноглобулином и стероидами отлично подходит детям, страдающим подобными проблемами.
Причины повышения тяжелых металлов в организме могут быть самыми разнообразными. В таких случаях часто применяется процедура хелирования, помогающая выводить токсичные металлы из организма при помощи специальных препаратов. Например, димеркаптосукциновая кислота (DMSA) может быть применена для эффективного вывода металлов из организма.
Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:
- Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
- Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.
При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.
Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.
Для своевременного определения аутизма у ребенка следует внимательно наблюдать за его поведением и фиксировать нетипичные для детей этого возраста проявления. Эта задача стоит прежде всего перед родителями. Аутизм – это группа заболеваний, имеющих схожие симптомы, которые явно проявляются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.
Ниже перечислены признаки аутизма у детей:
- Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, а другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. У детей до 12 месяцев отсутствует желание ходить и они могут издавать одни и те же звуки. К двум годам они обладают крайне бедным словарным запасом порядка 15 слов, а к трем годам почти не могут комбинировать слова. Некоторые аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху и придумывать свои собственные слова (неологизмы). Однако, многие не используют речь для общения и говорят о себе в третьем лице, не используя обращения и личные местоимения.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь, с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки и не улыбаются им. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки и похлопать по спине. По поведению эти дети похожи на глухих или слепых, поскольку не отличают родителей от других людей и не замечают, когда к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Ребенок, страдающий аутизмом, испытывает сильный дискомфорт при нахождении в окружении других людей и с возрастом начинает ощущать тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей и правил игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний, связанных с неумением общаться.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику или физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других людей или на самого себя. При этом последнее зафиксировано у 30% больных.
- Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть с разными предметами, машинками или куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или заменять ложку палочкой, а может лишь повторять чужие действия, увиденные и услышанные. Аутисты могут использовать игрушки нестандартным образом, например, не для того, для чего предназначены. Они могут не катать машинки, а часами крутить их колеса или проявлять приверженность к одной игрушке или ее части, а также к одним и тем же мелким предметам.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени, например, повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты или вертеть что-то. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам и распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и впадают в агрессию. Реакция на переезд в другую квартиру или перестановку игрушек на полке может проявиться аналогично.
Детский аутизм – это неврологическое заболевание, которое может проявляться по-разному у разных людей. Некоторые могут иметь все симптомы, а другие – только отдельные особенности речи и поведения. В США и на Западе легкие формы аутизма не являются препятствием для работы, учебы и создания семьи, поэтому очень часто такие случаи там встречаются.
Наряду с поведенческими признаками существуют и физические и физиологические проявления аутизма у детей. Хотя не все они встречаются у каждого пациента, все же есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. К ним относятся острое или притупленное сенсорное восприятие, судороги, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в желудочно-кишечном тракте, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Детская аутизмия - диагностика и симптомы
Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.
Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.
При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
Аутизм не является единственным детским психическим заболеванием, с которым могут столкнуться родители. Ниже представлены некоторые другие заболевания.
Умственная отсталость. У таких детей отсутствуют склонность к однообразным движениям и речевые расстройства, характерные для аутизма, что облегчает их общение с миром, игры с игрушками и эмоциональный контакт.
Шизофрения. Это заболевание схоже с аутизмом по симптомам, что делает его диагностику сложной. Тем не менее, детская шизофрения является редким заболеванием, которое проявляется после трехлетнего возраста. Дети страдают галлюцинациями, бредовыми состояниями, но, в отличие от аутизма, интеллект и речь не страдают так сильно.
Госпитализм (депривационный синдром). Это психическое и физическое отставание у детей, вызванное изоляцией от матери. Оно встречается у детей, рожденных в детских домах, а также у тех, чьи родители не проявляют должного внимания к своим детям.
Выявление аутизма у ребенка в раннем возрасте позволяет начать терапию заболевания как можно скорее, что дает большой шанс интегрироваться в социальную среду.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.
На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com