Подходы и этапы маркетингового планирования

Подходы и этапы маркетингового планирования

Составление маркетингового плана является важным инструментом для любой компании, которая желает стабильно развиваться в условиях нестабильности рынка и высокой конкурентности. Без плана бизнес может оказаться на грани хаоса и неизбежно закончится неудачами.

Идеально разработанный маркетинговый план включает комплексный анализ текущего состояния дел, формулировку целей бизнеса, последовательность будущих шагов, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. Кроме того, важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту.

Разработка маркетинговой стратегии позволяет понять, как функционирует бизнес, обозначить сильные и слабые стороны компании, выявить потенциальные и реальные проблемы, спрогнозировать результаты и сократить риски.

Для того, чтобы план был эффективным, необходимо правильно выставить конкретные цели, убедиться в их достижимости в ограниченные по времени сроки. Маркетинговый план может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В случае, если стратегия разрабатывается на длительный период, необходимо предусмотреть возможность подстройки под новые обстоятельства.

Отмечается, что недостатками маркетингового планирования бизнеса являются необходимость денежных и временных затрат на его разработку и склонность информации к устареванию. Однако, составление маркетингового плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.

Существует множество различных видов маркетинговых планов, и каждый из них может быть наиболее подходящим в зависимости от индивидуальных потребностей и задач компании. Рассмотрим некоторые из самых популярных моделей маркетингового планирования.

Одной из наиболее простых и понятных моделей является маркетинговый план, получивший название "Самый короткий МП в мире". Автор данной модели, Келли Одел, объединил в ней комплекс маркетинга 4P (Product (продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (место продажи)) и метод 5W (What? (что), Who? (кто), Why? (почему), When? (когда), Where? (где)). Маркетинговый план по данному методу может быть оформлен в виде таблицы из четырех строк и шести столбцов. В то же время, при детальном описании каждого блока, количество страниц может достигать 20 и более.

Другой широко используемой моделью маркетингового планирования является SOSTAC, разработанная маркетологом Полом Смитом. Модель состоит из шести блоков: анализ текущей ситуации (Situation Analysis), постановка целей (Objectives), стратегия достижения целей (Strategy), тактики реализации стратегии (Tactics), действия по реализации тактики (Action) и контроль выполнения действий (Control). Данная модель является универсальной и подходит для использования как для крупного, так и для малого бизнеса.

Еще одной популярной моделью является Лестница Ханта, разработанная Беном Хантом. Она основана на распределении целевой аудитории по степени ее осведомленности о бренде и его продуктах. Модель включает в себя шесть ступеней: Безразличие, Осведомление, Сравнение, Выбор, Покупка.

Разработка маркетингового плана может оказывать влияние на другие функциональные стратегии компании, поэтому рекомендуется проводить его в тесном сотрудничестве с руководством, финансистами, отделами развития и продаж, а также другими подразделениями компании. Для разработки маркетинговых планов можно обратиться в компанию с положительной репутацией и значительным опытом в данной сфере.

Как создать маркетинговый план?

Построение плана

Первым шагом при создании маркетингового плана необходимо определить его модель и структуру. Решите, на какие аспекты будет направлен анализ: на всю индустрию в целом или на ее отдельные сегменты, потенциальных или действующих конкурентов, точки сбыта, цены, портрет клиента и другие факторы.

Анализ ситуации

Следующим этапом является изучение ситуации. Обычно этот этап включает в себя анализ следующих составляющих:

  • Текущее положение компании ― SWOT-анализ состоящий из четырех направлений: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы.
  • Ситуация на рынке: есть ли спрос на продукты компании, каково отношение к бренду, как обстоят дела у конкурентов.
  • Конкуренты. Здесь необходим более детальный анализ деятельности конкурентов: какие продукты они предоставляют, что о них говорят люди, какова их репутация, положение на рынке, их плюсы и минусы.
  • Каналы привлечения клиентов: что используется сейчас, что использовалось в прошлом, что сработало, а что нет.
  • Риски: какие ситуации могут угрожать бизнесу и как их избежать.
  • Целевая аудитория: кто ваш потребитель, сколько ему лет, какие у него предпочтения, потребности и интересы, уровень дохода.

Ответа на вопрос, сколько стоит разработка маркетингового плана, не существует, поскольку стоимость может варьироваться в зависимости от особенностей компании.

Постановка целей

После анализа становится понятным, какие цели должна преследовать компания, а следовательно, и маркетинговый план. Необходимо определить, что в данный момент или в будущем необходимо бизнесу для привлечения покупателей, увеличения среднего чека, расширения ассортимента и представления нового продукта.

Цели должны быть понятны и лучше всего описываться в цифрах: сколько подписчиков должно быть привлечено, какой уровень доходов компании необходим, какую сумму необходимо сократить в расходах и другие.

Разработка стратегии

Затем необходимо выработать стратегию действий и сформулировать задачи. Важно, чтобы последние соответствовали целям развития бизнеса. Например, чтобы увеличить лояльность к бренду, можно пересмотреть логистику, чтобы покупатели получали заказы быстрее. Для увеличения количества заказов можно изменить график работы, чтобы оформлять покупки в выходные дни.

На этом этапе необходимо назначить ответственных, указать сроки исполнения задач, определить KPI, по которым будут оцениваться результаты, а также выделить бюджет.

Важно

Если бюджет на продвижение ограничен, можно попробовать скорректировать не расходы, а другие показатели, например, переключиться на рост конверсии или рассмотреть более экономичные инструменты маркетинга.

Планирование путей реализации

Вы должны представить, какие действия будут выполняться для достижения поставленных задач. Например, для привлечения аудитории можно провести конкурс в социальных сетях или отправить рекламную рассылку с информацией о новом продукте.

Анализ и корректировка

В зависимости от ситуации на рынке, маркетинговый план необходимо регулярно корректировать. Контроль полученных результатов поможет грамотно внести изменения в план и отследить развитие компании.

Например, пересмотр маркетингового плана может понадобиться, если аудитория изначально была женской, но постепенно среди клиентов оказалось много мужчин. Или на рынок появился сильный соперник с аналогичными предложениями.

Услуги компаний

Составление маркетингового плана требует знаний сферы маркетинга и опыта работы в данной области. Для избежания потерь при создании маркетингового плана можно обратиться к консультанту или компании, которые могут предложить широкий перечень услуг в области маркетинга ― от изучения спроса и создания концепции продукта до разработки цен и схем дистрибуции.

При выполнении маркетингового планирования компания может обратиться к штатному маркетологу или пригласить специалиста со стороны. Однако не всегда у компании есть компетентные сотрудники, поэтому существуют организации, которые готовы предложить маркетинговый план, с учетом потребностей клиента. Чтобы выбрать исполнителя, лучше ориентироваться на его опыт, профессионализм и репутацию.

Компания «КСК ГРУПП» - это пример профессиональной организации, которая готова взяться за разработку маркетингового плана любой сложности. Команда компании разработала более 5000 успешных маркетинговых стратегий для компаний российского бизнеса, о чем свидетельствует ее репутация. Более 1000 клиентов пользуются услугами этой аудиторско-консалтинговой группы, доверяя ей разработку плана по развитию своих бизнесов. Квалифицированные специалисты, занимающиеся разработкой маркетинговых стратегий, готовы предложить наиболее эффективные решения.

Стоит отметить, что специалисты компании «КСК ГРУПП» работают с заказчиками в рамках следующей схемы: после получения обращения клиента проводится анализ проблемы. Затем будущий проект обсуждается на встрече с клиентом или его представителем. После заключения договора специалисты приступают к реализации проекта и находят оптимальное решение.

На практике компания решала многочисленные задачи для своих клиентов. Например, производитель и дистрибьютор алкоголя обратился к экспертам, так как руководителю фирмы не внушали доверия данные в отчетах региональных дистрибьюторов. Консультанты провели исследование и разработали новую маркетинговую стратегию, которая целилась на увеличение прибыли. В рамках реализации проекта были скорректированы ассортимент и цены на продукцию, и компания смогла увеличить прибыль на 20% всего за шесть месяцев.

Компания «КСК ГРУПП» уже 28 лет занимается комплексным консалтингом. В команду аудиторско-консалтинговой группы входят более 15 экспертных компаний. Все они работают по единым стандартам и решают любые задачи по развитию бизнеса. Компания зарегистрирована под следующими ИНН и ОГРН: ООО «КСК» - ИНН 7725685410, ОГРН 1107746010052; ООО «КСК АУДИТ» - ИНН 7725546209, ОГРН 1057747830337.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *