Дистанционное образование в России: преимущества и перспективы
В настоящее время все чаще и чаще в СМИ появляются отрицательные материалы о дистанционном образовании. Эта форма обучения критикуют по многим причинам - от несовершенства программ до фиктивности самого обучения, а также за выдачу фальшивых дипломов. Редакция решила выяснить ситуацию и обратилась к декану факультета управления, бизнеса и права Института международных экономических связей (ИМЭС), кандидату экономических наук Ирине Анатольевне Шишовой.
КП узнала, что Институт международных экономических связей (ИМЭС) - один из немногих вузов Москвы, который готовит бакалавров в различных областях в дистанционном формате. Последнее время в СМИ звучат негативные отзывы об этой форме обучения. Но как сама Ирина Анатольевна оценивает дистанционное образование в России? Она отмечает, что поскольку это новый вид работы с учениками в России, оно вызывает различные отзывы. Не все в этой сфере могут быть умелыми и эффективными, поэтому среди вузов, которые обучают дистанционно, есть и халтурщики. Но она не желает критиковать кого-либо конкретно.
Она отмечает, что в ИМЭСе жестко контролируют деятельность преподавателей и студентов, так как репутация вуза имеет большое значение. По словам Ирины Анатольевны, общество до сих пор трудно представляет, что можно получать образование не покидая свой дом, не тратя время на дорогу и не просиживая часы в лекционных аудиториях. Но с развитием времени все меняется, и дистанционное обучение сегодня развивается в России вполне успешно и не уступает по качеству образованию в Европе.
С 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования, в России стали заниматься дистанционным обучением многие вузы, включая главный университет страны и другие. Несмотря на недоработки, обучение дистанционно не менее качественно, чем обычное. Растущий интерес к дистанционному обучению со стороны студентов подтверждает, что эта форма обучения имеет право на существование.
Интервью с директором Института международных экономических связей о преимуществах дистанционного образования и качестве обучения.
В последнее время все больше людей предпочитают дистанционное образование. В чем его преимущества и почему такой вид образования становится все более популярным? Об этом мы поговорили с Инной Алексеевной Шишовой, директором Института международных экономических связей.
Главным преимуществом дистанционного образования является его доступность. Любой желающий может получить образование дистанционно, независимо от своего географического положения. Большой плюс в том, что для этого не нужно ехать никуда, а значит, не нужно оставлять дом и близких. По мнению Инны Алексеевны, дистанционное обучение идеально подходит для людей с ограниченными возможностями, поскольку дистанционное образование расширяет их возможности и дает больше свободы. Кроме того, каждый студент занимается по индивидуальному графику, который можно легко подстроить под личные обстоятельства и совместить с работой. Важно отметить, что в дистанционном образовании диплом ничем не отличается от обычного.
Некоторые вузы подходят к дистанционному обучению неудачно, что наносит ущерб качеству образования. Как же Институт международных экономических связей гарантирует стопроцентное качество дистанционного образования? Один из ключевых моментов - индивидуальный график для каждого студента и непрерывный контроль за усвоением материала. Институт использует уникальный образовательный контент, состоящий из всевозможных тестов, логических схем, слайд-лекций, новых программ и тренингов. На изучение каждой дисциплины выделяется примерно от 72 до 108 академических часов. Кроме того, учебная нагрузка студента включает обязательную аудиторную и самостоятельную работу. «Мы люди старой закалки и всегда соблюдаем букву закона», - подчеркнула Инна Алексеевна.
За последнее время Институт международных экономических связей улучшил свою электронную информационно-образовательную среду. Студенты могут отслеживать свою успеваемость, просматривать электронную зачетную книжку, проверять сроки сдачи домашнего задания и общаться с преподавателями. Качество дистанционного обучения обеспечивается доступом к учебным планам и рабочим программам дисциплин, фиксацией результатов экзаменов и зачетов, а также возможностью общения с другими участниками образовательного процесса.
И, наконец, какие направления и специальности доступны для обучения в дистанционном формате в Институте международных экономических связей? Здесь можно получить высшее образование дистанционно по следующим направлениям бакалавриата: менеджмент, экономика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, педагогическое образование, государственное и муниципальное управление, психология и юриспруденция. Официальный сайт Института международных экономических связей содержит подробную информацию об этих направлениях.
Как поступить на дистанционную форму обучения в вузе? Именно на этот вопрос ответит Ирина Александровна Шишова, представитель ИМЭС.
Обучение на первый курс бакалавриата в ИМЭС доступно для абитуриентов, получивших полное общее среднее образование и прошедших ЕГЭ. Также поступление на дистанционную форму обучения возможно для выпускников СПО и ВПО, иностранных граждан и других категорий соискателей, пройдя внутренние вступительные испытания в ИМЭС.
Однако, если полученный балл на ЕГЭ не достигает минимальной отметки, то есть возможность поступления на международную программу. Но стоит отметить, что в ИМЭС не выдвигают завышенные требования к баллам. Иногда результаты ЕГЭ могут иметь необъективные оценки.
КП: Обучение на дистанционной основе: сколько это стоит?
И. А. Шишова, представитель Института международных экономических связей (ИМЭС), отмечает, что обучение на их учебных программах выгодно отличается своей финансовой доступностью. Она указывает, что цены на обучение в ИМЭС демократичные и очно-заочная форма обучения может быть доступна широкой аудитории.
Например, цена на очную форму обучения для профилей «Менеджмент в финансах и внешнеэкономической деятельности» и «Внешнеэкономическая деятельность и финансовое консультирование» составляет 135 000 рублей за семестр, тогда как цены на профили «Бизнес-аналитика и цифровая экономика» и «Управление бизнесом» составляют 95 000 рублей. Дистанционное обучение в рамках очно-заочной формы, в свою очередь, стоит всего 37 000 рублей.
Институт также стремится сделать обучение доступным для жителей регионов, где доходы могут быть ниже, чем в Москве. Официальный сайт ИМЭС можно найти по адресу https://imes.su/.
КП: Возможно ли изменение отношения общества к дистанционному обучению в ближайшее время? Что скажут тенденции?
И. А. Шишова: Отношения к этой форме обучения будут меняться в зависимости от профессионализма людей, занятых в этой области и от их ответственного отношения к работе. Однако высокие результаты выпускников дистанционных программ уже говорят о качестве этого формата обучения. Также следует отметить, что предвзятое отношение к дистанционному обучению будет постепенно устраняться. Новые правила, которые навязывает время, опровергнуть невозможно. Качественное дистанционное образование постепенно становится форматом будущего.
* Указанная информация о стоимости обучения действительна на февраль 2023 года и не является публичной офертой.
** ИМЭС действует на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 2273 от 18 июля 2016 года.
*** Свидетельство о государственной аккредитации № 3323 от 23 января 2020 года в наличии.
Фото: freepik.com