Какой банкомат лучше купить?
В России продолжает возрастать спрос на банкоматы, поскольку наличность остается популярным средством оплаты для многих российских граждан. Но с увеличением количества предложений различных производителей на рынке, все больше появляется дебатов об особенностях и достоинствах тех или иных банковских терминалов. Можно ли найти идеальный банкомат, учитывая все параметры и функции, и какими критериями нужно руководствоваться при выборе терминала?
В соответствии с докладом международной консалтинговой компании RBR «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года», опубликованным в сентябре 2012 года, Россия приходится на 75% новых банкоматов в Европе. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, и продажи банкоматов будут продолжать расти. Дополнительным фактором роста спроса на банкоматы является возможность банков включать банковское оборудование в свой уставный капитал, повышая тем самым свою капитализацию.
Издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков с учетом количества банкоматов в их сети, как по абсолютному числу терминалов, так и по количеству терминалов на одного клиента, а также по наличию функции Cash-in (прием денег).
Журналисты Forbes провели исследование в 2010 году и постарались установить количество банкоматов, доступных каждому клиенту банка, имеющего карточный счет, вместо простого определения абсолютного количества терминалов в банкоматной сети. Сложно поверить, но Сбербанк России, который является абсолютным лидером по темпам наращивания и по совокупному владению сетью банкоматов, опустился в рейтинге с 1-го места на 13-е место! Тем не менее, это не означает, что банк не собирался развивать свою сеть терминалов; наоборот, он планировал достичь 45 000 банкоматов в ближайшее время, что и случилось на сегодняшний день. Прогнозы для других лидеров, таких как ВТБ24, Росбанк и некоторых других, которые растут на активных частных клиентах, были схожи, и они в значительной степени сбылись, но рейтинг других банков существенно изменился, включая отзыв лицензий у некоторых из них, например, Мастер-банк.
RBC опубликовал рейтинг банков на первое полугодие 2013 года по количеству собственных банкоматов в России, подтверждая тенденцию кредитных учреждений увеличивать свою инфраструктуру за счет банкоматов и стремиться к сбалансированной нагрузке на терминал, которая не превышает 1000 клиентов.
Банкоматы "cash-in", позволяющие погашать кредитную задолженность, также включены в рейтинг, и здесь лидерами являются Сбербанк России и ВТБ24, а третье, четвертое и пятое места занимают соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития, следующий за ранее печально известным Банком Москвы.
Агентство «РБК. Рейтинг» разработало столичный рейтинг банков на основе владения банками банкоматами в Москве, включая новые банки, такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.
Некоторые банки объединяют свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов и снизить расходы на увеличение сети самообслуживания. Например, еще в летом 2012 года МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов в 230 регионах России.
По данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а рынок вырос на 16% с 2011 по 2012 годы. Сегодня это число превышает 110-120 тысяч терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).
Статья о том, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели, является актуальной для любой кредитной организации. Эксперты считают, что на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат может привести к частым сбоям оборудования, а также увеличению времени простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.
Если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме может привести к учащению задержек по платежам при погашении кредита, а также созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Однако, причина может быть банальна, например, днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а вечером ему неудобно оплачивать счета, так как банкоматы с функцией cash-in находятся далеко от него.
Также следует учитывать, что при развертывании полноценной сети по территории страны потребуется 4-5 лет. В то же время, развертывание киосков самообслуживания может сократить этот период в 2 раза. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы. Каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги и где платить за кредиты.
Исследования показали, что дорогие многофункциональные банкоматы окупаются быстрее дешевых. Это связано с тем, что у кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета и увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.
Важным моментом при размещении банкоматов является выбор правильного места. Банкоматы необходимо располагать не только в людных местах, но и обеспечивать круглосуточный доступ к ним. Это имеет принципиальное значение для клиентов, которые не могут воспользоваться банкоматами в местах работы или жительства.
Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка
Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.
Компания NCR утверждает, что за последние 20 лет она произвела и поставила на мировой рынок, больше банковского оборудования, чем любой из ее прямых конкурентов. Уже с 1884 года компания начала свою деятельность на территории США, а в 1993 году она открыла представительство в России. С тех пор компания поставила на сервисное обслуживание более 30 000 терминалов.
NCR является поставщиком оборудования для многих крупнейших банков, действующих на постсоветском пространстве, включая 80 банков, которые входят в топ-10 рейтинга РБК. Кроме того, NCR стремится быть на переднем крае технологии банкоматов. Сегодня компания предлагает две основные линейки банкоматов: Personas, которые являются продукцией 5-го поколения, и SelfServ, которые представляют собой 6-ое поколение продукции.
Немецкая компания, известная сегодня как Wincor Nixdorf, была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990-е годы компания стала частью Siemens AG и была переименована в Siemens Nixdorf Retail. Вскоре после этого она была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс» и реорганизована в самостоятельное подразделение.
Wincor Nixdorf распространяет свою продукцию по всему миру, имея филиальную сеть в более чем 110 странах. Компания провела IPO на Франкфуртской бирже в 2004 году и стала открытым акционерным обществом. Банкоматы компании, которые делятся на 4 линейки в зависимости от их функциональности (CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult), являются популярными во всем мире. На сегодняшний день, Wincor Nixdorf занимает второе место по продаже банкоматов в Европе и в мире. Компания быстро завоевала лидирующие позиции на российском рынке банковских услуг в конце 1990-х годов, а ее продукты и сейчас востребованы в России.
Американская компания Diebold Incorporated была основана в 1859 году. С 1967 года компания начала выпускать банкоматы. В 1998 году Diebold Incorporated вышла на российский рынок банкоматов. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов в России, которые были поставлены из США.
В 1991 году первым банкоматом в России стал банкомат Diebold, установленный в банке "Столичный". Первый терминал фирмы Diebold из серии Opteva был установлен в России в 2003 году. Через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С 2009 года Diebold поставляет свои банкоматы крупнейшему банку в мире — Ситибанку.
Diebold имеет представительства в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Компания поставляет в кредитные организации России и всего постсоветского пространства банкоматы, такие как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, которые представлены единым модульным рядом Opteva.
Южнокорейская компания Hyosung, существующая более пятидесяти лет, занимает одно из первых мест в мире в производстве и поставках банковского оборудования. В настоящее время она является лидером на рынке Южной Кореи и занимает четвертое место по всему миру. Такое положение компания Hyosung достигла благодаря исключительному качеству своего продукта и выделению из ее структуры самостоятельной компании Nautilus Hyosung в 1979 году. Сегодня компания ежегодно выпускает более 48 тысяч банкоматов, которые заслужили высокую оценку за инновационный дизайн, высокую функциональность и широкие возможности для модернизации.
Эксперты в области банковского оборудования прогнозируют, что банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях.
Во-первых, безопасность будет усиливаться. Чтобы предотвратить чтение ПИН-кода через нагретые от прикосновений кнопки или предумышленное повреждение пазов для выдачи денег и приема карт, производители оборудуют банкоматы материалами, не прогревающимися и теплопоглощающими. Будет добавляться дополнительная защита от силового воздействия на конструкцию.
Во-вторых, происходит переход от использования карточек к бесконтактным платежам. Банкоматы будут работать с функцией NFC-сканера и другими специальными устройствами, использующими идентификацию по сетчатке глаза и отпечатку пальцев.
В-третьих, банкоматы будут обеспечивать мультифункциональность. Они будут оснащаться технологией замкнутого цикла (cash-recycling), которая обеспечит возможность выполнения всех банковских функций, включая прием депозитов и обмен валюты, и полный оборот денежных средств в рамках одного устройства.
В-четвертых, использование облачных технологий становится все более распространенным. В будущем банкоматы будут иметь возможность работать без встроенного компьютера, заменив его виртуальной машиной, привязанной к единому мощному вычислительному центру.
Наконец, для повышения удобства использования банкоматов, будут совершенствоваться их интерфейсы. В памяти по личной банковской карте можно будет иметь персонально настроенный интерфейс, удобный для каждого клиента в отдельности.
Итак, банкомат будущего будет «узнавать» клиента, обладать мультифункциональностью, отказоустойчивым программным и аппаратным обеспечением, а также высочайшим уровнем безопасности и скоростью работы.
Фото: freepik.com